Ольга Валеева: «Для прогресса нужно только одно — постоянно рисовать»

Преподаватель курса «Акварельный скетчинг под Тарусой» Ольга Валеева — замечательный художник, иллюстратор детских книг, постоянный модератор сообщества рисующих людей “Клуб 365”. Её любимый материал — акварель. Художница постоянно рисует с натуры: дома и в лесу, в ботаническом саду в толпе людей и на отдыхе… Цветы и травы, архитектура и животные — все поддаётся её кисти. Мы пообщались с Ольгой на творческие темы, обсудили материалы для рисования, мотивацию, страх белого листа, поговорили о тех, кто берется за краски и кисти уже взрослым, о том, как начать заниматься творчеством и как не сдаться в процессе.

Работа Ольги Валеевой

Для чего ты рисуешь? Что тебе дает рисование?

— Прежде всего для меня рисование — это общение с миром, особенно с миром живой природы. Это познание, погружение, выражение благодарности за красоту, которая нас окружает. Ведь запечатлевая, невольно изучаешь, чтобы понять, а то, что становится понятным — очень радует, в это практически влюбляешься. И сам становишься внимательнее, гармоничнее, спокойнее. Все это настоящая радость — и к тому же прекрасное хранилище воспоминаний и эмоций. До сих пор при взгляде даже на самые первые зарисовки — я сразу вспоминаю и атмосферу, и события, и то, что переживала при том. Это удивительно, ведь обычно многое из памяти истлевает, растворяется — а зарисовки возвращают в момент, и все оживает вновь!

Как ты пришла к скетчингу и быстрым зарисовкам? Чем хорош скетчинг?

— С самого начала идея моего рисования была в том, чтобы уметь зарисовать «все вокруг») А значит — точно и достаточно быстро. Скетчинг в полной мере отвечает этим критериям. Он невероятно свободен и демократичен, нетребователен к материалам настолько, чтобы их качество не стало серьезным препятствием, и позволяет получать удовольствие от рисования буквально в любом месте — где бы мы ни находились. К тому же у рисующего скетчи человека больше нет проблем с ожиданием в очередях или в длинной дороге — достал блокнот и ты при деле! У меня в сумке всегда есть блокнот и набор рисующих инструментов: карандаш, линеры, брашпены, водные кисти и походная акварель!

Акварель Ольги Валеевой

Материалы в рисовании очень важны. От них часто зависит результат. Если говорить о акварели, то тут очень важна бумага и ее качество. Чем пользуешься ты? Какую бумагу предпочитаешь?

— Бумагу я использую разную — но, конечно. всегда учитываю, что техника у меня акварельная — значит, бумага должна быть лояльна к влажности. Вот у Derwent отличные блокноты — но те, что мне попадались, совершенно не выносят воды и подходят только для сухих техник. Конечно, прекрасно иметь блокнот с акварельной бумагой — но часто это сковывает начинающих, им «жалко» хорошую бумагу на почеркушки. В этом случае можно использовать дешевые эскизные блокноты. Либо скетчбуки. А дальше — каждый сам находит, что ему по душе, тут нет универсальных советов. Даже акварельная бумага настолько разная, что нет единого мнения — каждая техника требует своих свойств. Пожалуй, только однажды я сразу и безоговорочно влюбилась в бумагу — это наша любимая Saunders Waterford, что мы использовали на курсе!

Какой формат бумаги лучше выбрать?

— Формат для рисования вещь очень индивидуальная — кому-то хочется размахнуться, кто-то боится больших разворотов, я же с самого начала была влюблена в стандартный книжный формат А5, который при желании можно развернуть в А4. Потом уже, со временем в нем стало тесновато и я перешла на А4. Но под разное настроение у меня есть разные блокноты. И еще очень люблю квадратный формат, который интересен и сам по себе и в развороте.

Многие пробуют рисовать лишь во взрослом возрасте. Есть ли у них шанс наверстать упущенное или же хотя бы какие-то попытки рисовать и учиться рисовать в юном возрасте обязательно для прогресса? Если взрослым начинающим приходится сложнее — то почему? Что поможет им добиться прогресса?
А, может, им в чем-то легче? В чем?

— Во-первых — я бы не стала в этом контексте говорить про «упущенное». Ведь была жизнь наполненная другими вещами просто — и не исключено, что они тоже ценны или были ценны в свое время. Мысль об «упущенном» времени вообще деструктивна — ведь изменить прошлое мы не можем, зато можем активно начать что-то прямо сейчас. И вот тут взрослые имеют большое преимущество номер один — они могут выделить и время, и средства, и лучше понимают, куда стремятся. Ведь в детстве многие рисуют (как и поют, или занимаются танцами, или играют на инструментах) просто так, «для общего развития» — ведь не все, кто рисовал в детстве или юности, становятся художниками)) А вот если человек в сознательном возрасте осознанно выбирает для себя какое-то занятие — он куда более целеустремлен. Хотя может начать рисовать просто для своего удовольствия.
Во-вторых. Для прогресса нужно только одно — постоянно рисовать) И сколько лет рисующему — имеет ли значение? Многие известные люди начали рисовать «поздно» — Ван Гог в 27, Анри Руссо после 40-ка стал даже родоначальником нового направления в живописи, Черчилль начал в 40 лет и даже написал трактат на эту тему, Гессе тоже в 40-летнем возрасте, Войнович и вовсе в 62, и многие другие — менее известные, но очень счастливые люди, которые позволили себе просто быть. Не думая об условностях возраста, времени и прочих «обстоятельств».
Сложнее начинать взрослому только в одном случае — если он не любит себя и не может уделять время самому себе. А на самом деле — что я всегда и всем повторяю — ВЗРОСЛЫМ МОЖНО ВСЕ! Мы сами себе теперь — взрослые! И можем не выпрашивать кисти и бумагу, или дорогущую ручку — тысяч за 5 (вы у детей такие видели?)) А можем просто пойти и купить себе все, что нужно и отрываться в свое удовольствие. Взрослый легко может учиться сам, ходить на мастер-классы к мэтрам живописи — видели вы там детей? Ездить в путешествия для зарисовок в разные интересные места — что ребенку уж точно гораздо сложнее! Взрослый человек способен быть и сам себе учителем — что доказывает опыт многих самоучек, ведь информацию отыскать и структурировать ее — может именно взрослый человек! Так что преимуществ множество — и если отбросить комплексы, и просто постоянно рисовать — радуясь процессу, — то результат не заставит себя ждать!

Акварель Ольги Валеевой

Страх белого листа — частая причина того, что мы всё откладываем и откладываем рисование в долгий ящик. Ты уже давно рисуешь — посоветуй, как с ним бороться?

— Причины и страхи бывают разные, но способ избавиться от них только один — начать рисовать и позволить себе ошибаться, делать «плохие» рисунки, не слушать «критиков» и не бояться, потому что надо просто пройти этот путь, и чем больше рисуешь — тем быстрее начинаются «хорошие» рисунки)) Мы все — кто начинает во взрослом возрасте — уже сами себе можем ВСЕ позволить. Нам можно ВСЕ. Вот так я себя и настраивала — и очень помог проект «365», где критика была запрещена, и где многие люди были в одинаковом положении — либо начинали рисовать впервые, либо после большого перерыва, и с удовольствием поддерживали друг друга, помогая преодолеть все эти препоны… Поддержка очень помогает, хотя и зависеть от нее нельзя — надо решительно идти к своей мечте, потому что за нас этого никто не сделает! К тому же сейчас столько всего доступно — интернет, мастер-классы, будь это все лет двадцать назад, может, и я бы пораньше начала! Главное — помнить: что тот, кто хочет — ищет способ, а кто не хочет — ищет причину) Так же и с «белым листом» — лично меня он не пугал с тех пор, как я решилась рисовать. Но если пугает — всегда есть способы сделать его не белым — и даже книжки на эту тему издают! Достаточно сделать пару клякс красками или даже чаем или кофе — и вуаля, уже не страшно!

Насколько, на твой взгляд, важна поддержка близких для того, чтобы как-то развиваться и расти в творчестве?

Думаю, это не только на мой взгляд, конечно) Но поддержка обязательно нужна! Причем — вне зависимости от результатов и задач. Ведь поиск себя, поиск творческого самовыражения — всегда сложны, и кто как не близкие могут оказать самую большую поддержку. Понять, что вообще любому человеку необходимо личное время и пространство — и дать ему такую возможность. Понять как это важно, в том числе и для тех, кто поддерживает! Тот, кто развивается — всегда полон сомнений, склонен к самобичеванию, к чувству вины — что отрывает это время у других «более серьезных» занятий или семьи. Так что поддержать и подбодрить человека всегда будет нелишне!

Увы, часто бывает с точностью наоборот!

Если вы хотите творить, но не ощущаете поддержки близких людей — где еще искать мотивацию, где брать силы для того, чтобы рисовать? 

— Безусловно, в самую первую очередь нужно самому себе разрешить и дать презумпцию. Быть уверенным в своем праве на творческое развитие. И чем больше этой внутренней уверенности — тем легче близкие меняют свою точку зрения. А пока не поменяли — стоит побольше общаться с единомышленниками! Благо — сейчас масса возможностей и творческих сообществ разного плана, в первую очередь в сети. Огромную роль сыграло в свое время сообщество «Клуб 365» — организованный Натали Ратковски. Он дал возможность очень многим людям отнестись с уважением к своей потребности творить и обмениваться словами поддержки всем, кто туда пришел. Клуб существует и до сих пор. И к тому же теперь есть еще и инстаграм — где люди тоже участвуют в разнообразных рисовальных затеях! Что касается мотивации — то уж лучше «365» не придумаешь — ведь ежедневное рисование с условием внешнего отчета не только продвинет в технике рисования, но и даст массу положительных эмоций и интересных знакомств!

Курс

Бывает такое состояние, когда приходит Нерисуй. И с этим очень сложно что-то сделать. Как же всё-таки можно с ним бороться? Что ты делаешь в таком случае?

Бывало такое, да) И на мой взгляд, у него есть свои причины и даже этапы — если вначале он приходит от неуверенности часто, когда мало что получается, когда сравниваешь себя с другими, невзирая на их стаж и опыт, когда просто усталость накапливается, а удач еще мало. В такой момент — надо просто волевым усилием возвращать себя к рисованию — но рисовать только то, что доставляет радость и удовольствие, или использовать материал, в котором чувствуешь себя увереннее всего. Я, например, отдыхала на рисовании простым карандашом.

Со временем удач становится больше, но и Нерисуй приходит суровый — это такой этап, когда в развитии начинаются большие подвижки — когда по-старому уже не хочется, а как по-новому — непонятно еще. В такие моменты хорошо поиграть в монотипии и всякие кляксы, взять в руки какой-то новый материал, почитать умных книжек и посмотреть на видео процессов у других. Главное — никогда себя в такие моменты не ругать — не начинать думать, что «руки кривые» и прочее) Надо просто переждать…

Потом Нерисуи приходят уже помельче — они все еще иногда похожи на первые — но выйти из них гораздо легче, иногда просто нужно сменить натуру или тему, а иногда — все мы люди — просто отдохнуть) Этого уже вполне достаточно для того, чтобы не впадать в нерисование надолго.

К тому же — всегда надо помнить, что источник надо не только расходовать, но и наполнять: ходить на выставки и в музеи, читать книги, радовать себя новыми материалами, вести художественный дневник.

Ну и самое главное — надо всегда четко осознавать, что для нас значит наше рисование и не требовать от себя больше, чем необходимо. Часто люди неосознанно завышают себе планку — вместо того, чтобы наслаждаться процессом.

C0YHoOeeYgI

А как в принципе можно настроиться на работу, на рисование?

Творческий процесс — дело тонкое, поначалу есть очень много факторов, которые могут сбить или помешать. Почему, собственно, так помогают учителя, школы, интенсивы, мастер-классы — создавая определенный настрой по факту. Когда человек рисует самостоятельно — настрой зависит уже от него. Во-первых — должен быть комфортный набор инструментов и материалов, а также удобное рабочее место. Если взять неподходящую кисть или бумагу, то в процессе настрой можно легко утерять. Во-вторых — выбор натуры. Если это натюрморт, дома или в студии — надо позаботиться о хорошем свете и выложить и расставить все так, чтобы завлекало, было интересно. На пленэре — не торопиться и присмотреться: что зацепит, что остановит взгляд, что будет интересно порисовать. Ну и самое главное — когда у нас есть цель, это решает все, ведь когда мы твердо знаем, чего хотим — нам ничто не мешает)) Остается только наслаждаться процессом
Акварель Ольги Валеевой

КАК НАЧАТЬ РИСОВАТЬ — СОВЕТЫ ОТ ОЛЬГИ ВАЛЕЕВОЙ

1. НИЧЕГО НЕ БОЙТЕСЬ. Совсем ничего) Ведь попробовать важнее, иногда хотя бы для того, чтобы понять, что это все «не ваше» — и так бывает)) Не попробовав, можно страдать всю жизнь об «упущенном».

2. Если оно «ваше» — РИСУЙТЕ. Найдите свой материал — перепробуйте разные и найдите то, от чего поет душа. Кому-то сочные мазки маслом как бальзам на сердце, кому-то непредсказуемость акварели, кому-то тактильная радость от пастели и угля… Ищите!

3. НЕ СРАВНИВАЙТЕ. Да — надо смотреть примеры, искать то, что нравится — ведь это как маячок нашего внутреннего стремления. Но не сравнивайте себя с великими или с мастерами. У них прежде величия был Путь. Вы свой только начинаете. Хотя и с приличным багажом опыта в чем-то другом — иногда из этого получается такой бодрящий коктейль, что некоторым художникам недоступно. Цените свои преимущества.

4. НЕ ДУМАЙТЕ О ВРЕМЕНИ — что вы не успеете стать «настоящим» и нет смысла начинать. Ведь самое главное — это вообще процесс. И если он наполняет вас радостью, делает счастливыми — это уже огромный результат! И если для вас действительно важно чего-то добиться — вы этого добьетесь. Это балериной в 40 стать действительно сложно. Хотя и такое встречается))

5. НАСЛАЖДАЙТЕСЬ. Позвольте себе БЫТЬ. И рисуйте!
Работа Ольги Валеевой

Беседовала ОЛЬГА КРАСНОВА

4 thoughts on “Ольга Валеева: «Для прогресса нужно только одно — постоянно рисовать»

  1. Девочки, спасибо вам большое за «пособие для начинающих, боящихся или откладывающих начать». Для меня — это настоящая лекция-тренинг! Благодарю тебя, Настенька — Брусничка наша! Всем желаю душевности, тепла и творческого кайфа!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *