Ксения Кашина: «Ни дня без карандаша и кисти»

Ксения Кашина — преподаватель школы акварели Сергея Андрияки, студентка Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, талантливый художник-акварелист. В основном Ксения работает в графических техниках, чаще всего — в технике многослойной акварели. Пишет пейзажи и натюрморты, занимается иллюстрацией. Художница часто дает мастер-классы и открытые занятия в разных городах, недавно приехала с мастер-классом в Серпуховский музейно-выставочный центр. Здесь мы ее и отловили для интервью. Мы пообщались с Ксенией о творчестве и о том, как начать рисовать, об акварели и материалах для рисования в целом, о таланте и трудолюбии.

— С чего начался ваш путь в творчество?

— Сколько себя помню, столько и рисую. Всегда была с карандашами и красками. Родители поддерживали, они видели, что я занимаюсь только этим, поэтому помогали. Музыка у меня не пошла, спорт тоже… Так что куда двигаться, сразу было понятно.

Иллюстрация Ксении Кашиной
Иллюстрация Ксении Кашиной

— В художественную школу ходили?

— Да, сразу в школу акварели Сергея Андрияки. Она открылась рядом с моим домом. Я занималась там вместо обычной художки и, соответственно, параллельно обычной школе.

— Насколько обучение у Андрияки повлияло на вашу дальнейшую жизнь?

— Это прекрасная база, моя альма-матер навсегда. Я там продолжаю работать и сейчас. Для меня это второй дом. Спасибо школе, она постоянно организует мои выставки, как сборные, так и тематические, персональные, причем не только в стенах самой школы. Мастер-классы даю в разных городах. Мне это приятно, нравится, когда люди интересуются творчеством. Мы возрождаем технику старых мастеров. Она заключается в том, что дети, ученики, студенты смотрят, как работает преподаватель, перенимают приемы, технику. Повторяя за преподавателем, осваивают новое.

— Можно ли научиться рисовать самому, без преподавателя?

— Это тоже самое, как “можно ли учиться, не ходя в школу”. Можно, конечно, но результат будет другой. Учеба будет даваться тяжелее. Опять же, есть какие-то основы, база, которую надо знать как таблицу умножения.

Ксения за работой

— На ваш взгляд, чем акварель отличается от других материалов? Почему вы для себя выбрали ее?

— Я обучалась в школе акварели — неудивительно, что именно этот материал стал для меня основным. Я пробовала и другие техники, но не пошло. Акварель уникальна тем, что она самосветящаяся. Прозрачная краска просвечивает сквозь белую бумагу. Результат получается чистым, приятным, красивым. Опять же, масло требует отдельной мастерской, которой у меня нет. Для соседей, окружающих, родных масло не очень приятно. Акварель можно использовать в любой ситуации. Куда бы я не поехала, я могу взять с собой коробку, примоститься в уголочке и порисовать.

— Вы принципиально изображаете все с натуры?

— В основном. Бывают творческие задумки, когда я добавляю что-то от себя, но в основном с натуры.

Краски

— Многие люди, когда начинают учиться рисовать, делают это с фотографий. Ваше отношение к этому?

— Я принципиально против. Фотография художнику помогает. Когда я езжу в какие-то дальние путешествия, у меня нет возможности рисовать с натуры. Я успеваю делать маленькие этюды, но многие творческие задумки воплощаю потом дома. И тут как раз пользуюсь фото. В поездке делаю этюды на состояние, а архитектурные подробности и что-то еще изображаю, смотря на снимок. Но только с фотографии рисовать не стоит. Фотоаппарат сильно искажает и преломляет все окружающее. Опять же, важно передать свои ощущения от натуры. Фотоаппарат должен использоваться только как инструмент для передачи мелких деталей и подробностей, которые ты просто не успел физически запечатлеть в этюде. Он помогает вспомнить все это.

— Вы много преподаете. Когда видите прогресс у учеников, горящие глаза — дает ли это вам что-то?

— Безусловно! Я преподаю в основном в детских группах. Дети — они как батарейка. Очень вдохновляют и заряжают. Вообще с детьми общаться очень приятно, мне нравится.

Акварель Ксении Кашиной

— Вы часто сталкиваетесь со взрослыми людьми, которые только начинают рисовать. Действительно взрослый человек может “с нуля” чему-то научиться?

— Может, конечно! Но нужно большое желание. Чаще всего взрослые приходят учиться, если в детстве кто-то или что-то помешали им это сделать. А в зрелом возрасте появляются время, силы, возможности.

— Сколько времени надо тратить на рисование, чтобы достичь какого-то результата?

— Много. Несколько часов в день желательно. У меня получается ни дня без карандаша и кисти.

— В рисовании можно говорить о таланте или затраченное на обучение время, трудолюбие больше влияют на результат?

— Талант важен. Но трудолюбие — 90% успеха.

Акварель
Акварель Ксении Кашиной

— Насколько для начинающих важны материалы, которыми он пользуется при рисовании?

— Безусловно, инструменты очень важны! Мы используем обычно хорошую дорогую акварельную бумагу, карандаши чешские, французские или немецкие. Для начинающих это особенно важно. потому что царапать по бумаге чем-то, что нашлось… Ну можно конечно. Но скорее для профессионала уже инструменты не так важны. Пикассо рисовал на салфетках, а Серов на оберточной бумаге — и делали гениальные вещи. Для начинающих принципиально важны хорошие качественные материалы.

— А если говорить о красках?

— Тоже лучше профессиональные. Не медовую акварель использовать! Однако надо помнить, что при всем при этом материалы — не самый главный фактор.

— Если говорить о ваших любимых материалах — чем пользуетесь?

— Я в последнее время пристрастилась к английской акварели Winsor&Newton. Она, правда, дорогая, но очень качественная. Сильно отличается от ленинградских красок. Бумагу часто использую тонированную для полиграфии. Кисти, как всегда, колонок. Он, в отличии от белки, не берет в себя много воды. Лучше управляем.

Иллюстрация Ксении Кашиной
Иллюстрация Ксении Кашиной

— Расскажите о некоторых своих творческих проектах.

Как правило, если я еду куда-то путешествовать, это всегда толчок к воплощению какой-то новой задумки. Как правило, я делаю серии работ. Вот, путешествовала по Грузии и Армении и по возвращении сделала серии акварелей. Недавно была на севере, почти на краю света. Тоже полна впечатлений и очень хочется все задуманное воплотить.

— Есть ли принципиальная разница — на больших форматах рисовать или на маленьких?

— Конечно, есть. Тут у каждого свое. Я, например, люблю не очень большие форматы. Для себя в основном делаю акварели не больше чем 40х50 см.

Акварель Ксении Кашиной
Акварель Ксении Кашиной

— В последнее время скетчинг стал популярен как отдельное самостоятельное направление. А вы считаете ли скетч самоцельной работой или это все-таки просто зарисовка, которая ценна тем, что потом перерастет во что-то большее?

— Скетч может быть и самоцельным. Смотря что задумал художник. Если он планирует большую работу и делает к ней этюды-зарисовки — это одно. Но иногда бывает так, что этюд или набросок оказывает лучше, чем большая работа.

— Сами ведете скетчбук?

— Безусловно. Когда куда-то еду в путешествие, всегда блокнотик под рукой.

— Что бы вы порекомендовали тому, кто собирается начать рисовать?

— Не стоит ничего бояться. Надо пробовать, стараться. Нужно много сил, терпения желания, а в первую очередь необходимо трудолюбие.

Акварельный пейзаж Ксении Кашиной
Акварельный пейзаж Ксении Кашиной

Беседовала Ольга КРАСНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *