Мария Капитонова: «Моё решение — это во многом поддержка близких и чуть-чуть личной упёртости»

Мария Капитонова — ювелир и мастер по работе с полимерной глиной, она живет в подмосковном Чехове. Некоторое время назад девушка начала творить именно с глины, но постепенно все больше ее манил к себе металл. И Маша решительно изменила свою жизнь, пошла в подмастерье к ювелиру и сейчас работает по специальности, которую выбрала для себя уже в осознанном возрасте. Мы пообщались с Машей о творческом процессе и поиске новых идей, о материалах и инструментах для полимерной глины и ювелирного дела, о мотивации и о том, как же решиться перевернуть страницу своей жизни и начать все с нуля.

— Начнем издалека. Ты с детства росла творческим ребенком? Чем увлекалась, когда была маленькая?

— В первый момент хочется сказать “нет, я была совершенно обычным ребёнком..”, но если задуматься… С младшей школы, буквально с первых классов, я занималась музыкой, училась в музыкальной школе по классу фортепиано (но так и не закончила), пела в народном хоре и даже пару раз съездила в его составе за границу. Увлекалась бисероплетением и вышивкой. Позже, уже в старших классах школы, заинтересовалась рисованием и окончила 4 класса художки. Параллельно училась игре на гитаре, ездила на сборы и фестивали… Удивительно, когда я говорю об этом, не верится, что всё действительно было со мной.

Hf,jnf Vfib

— А как ты занялась полимерной глиной? Чем тебя прельстил этот материал?

— Этому способствовали занятия в художественной школе. Вернее, девочка, которая со мной занималась. Однажды она пришла с брошкой и сказала, что сделала её сама. Мне стало интересно, руки то к творчеству тянулись, и я узнала от неё, что есть такой материал, как полимерная глина. Ну а дальше — Интернет в помощь и пошло-поехало. Полимерная глина была достаточно новым в моём понимании материалом для украшений, всё таки не бисер, из которого уже многие десятилетия украшения делают. Она давала и даёт почти безграничные возможности для реализации идей. При должных навыках можно вообще “ювелирные” изделия делать. Ну и цены соответствующие. Конечно, помимо того, что мне в принципе нравилось что-то самостоятельно создавать, лепить, полимерка интересовала меня и как способ подзаработать. А учитывая, что я пришла к этому материалу как раз одновременно с окончанием школы, денежная сторона была немаловажной.

— Как родные отнеслись к твоим занятиям творчеством и попыткам зарабатывать на нем?

— Моя мама всегда поддерживала мои творческие порывы, будь то пробы писать маслом и пастелью или лепка из глины. Папа мужчина серьёзный, ему по большому счёту всё равно, чем я конкретно занимаюсь, но и он против не был. Зато возможности что-то создавать самостоятельно я обязана в большей степени ему, как мне кажется. Я имею в виду, желание и способности, заложенные внутри, на генном уровне — у моего отца просто золотые руки!

— Если говорить о творческих поисках — как ты решала, что лепить? Насколько помогали уроки, которые можно найти в интернете? Как начала искать что-то свое?

— Чтобы вдохновиться, я смотрела очень много чужих работ, которые мне выдавал поиск в Яндексе. В те моменты я ещё не знала о существовании тематических сообществ в Вконтакте и ЖЖ. А так как мне, в основном, попадались цветы, то самой первой работой стал комплект из цветов розы — я сделала кольцо и серьги. Лепила я то, что мне нравилось у других. Получается, что набивала руку, копируя чужие работы, хотя вопрос про копирование спорный. Как мне кажется, каждый полимерщик, хоть раз, но лепил какие-нибудь цветочки и тортики, этому, кстати, отведена немалая часть мастер-классов. По мере раскрытия свойств материалов делала новые, более сложные вещи. Иногда пользовалась помощью мастер-классов, но в основном способы и цели достижения придумывала сама. Что-то своё я за все эти годы, честно говоря, так и не смогла найти, мне нравилось и нравится всё по чуть-чуть, хотя мрачная, криповая сторона иногда привлекает больше. В такие моменты я начинаю лепить (ну или хотя бы планировать) всякие черепа, анатомические сердца и прочее в том же духе.

Творческие поиски

— Вопрос про материалы. Насколько серьезная материально-техническая база нужна для занятий полимерной глиной? Какие инструменты необходимы, без каких можно обойтись? Грубо говоря, какой стартовый капитал необходим, чтобы начать работать с этим материалом?

— На мой взгляд, самым необходимым являются глина и печка для запекания. Без остального можно обойтись. Но, конечно же хочется работать с комфортом, и тогда появляются паст-машина, экструдер, куча стеков для лепки (которых у меня никогда небыло), специальные каттеры и прочее-прочее. В целом, многие более или менее необходимые инструменты можно найти в своей квартире, хорошенько осмотревшись. Конечно, потребность в инструментах формируется ещё и на основе выбранной техники и тематики работ. Чем выше уровень полимерщика, тем, зачастую, необходим более серьёзный и  дорогой набор инструментов. Одна бор-машинка чего стоит. Вроде бы можно обойтись и без неё, но она значительно ускоряет и облегчает многие процессы работы с глиной.

qdxlwbzeweq

— Многие ругают русские сорта глины. С какими производителями ты работала и как можешь их оценить?

— Самый-самый первый мой опыт был с русской глиной “Цветик”, но о ней я, в виду своей неопытности, ничего сказать не могу кроме того, что она очень твёрдая и разминать её очень сложно. В основном все мои работы сделаны из глины Fimo, также использовала глину Cernit, но намного меньше. Обе глины нравятся, работать комфортно, свойства, поведение, консистенция — всё почти одинаковое. Попадалась глина, причём только металлик, которая при запекании оставалась хрупкой и крошилась, но к сожалению, она попала мне без этикетки и я не знаю, что это за марка, хотя, вероятнее всего, это был Cernit. Но такой конфуз, равно как и случай с глиной, которая твердела в упаковке и крошилась во время работы, я связываю со сроком годности или неправильным хранением. Однажды ко мне попали остатки белого Цернита (купила у другой мастерицы) — вот это была глина мечты, податливая, хорошо сохраняющая форму, легко держащая тонировку, лучшая из всего, с чем мне довелось работать. Но больше ни с одной глиной этого производителя такого не было, к моему глубокому сожалению. Как и многие, я слышала нелестные отзывы о русских марках глины, поэтому даже не стала их пробовать. Всё таки, чтобы оценить глину нужны не одна и не две упаковки, а стоит это всё чуть больше, чем хотелось бы. Но учитывая, что цены на Fimo сейчас просто взлетели, вероятно стоит пробовать другие марки глины и искать что-то и у российских производителей, ведь время идёт и технологии производства должны меняться. По крайней мере, хочется в это верить.

Полимерный волк

— Как и с чего начался твой переход от полимерной глины к работе с металлом?

— Работая с полимеркой, я видела украшения из металла — от меди до серебра, золото попадалось не то что редко,- почти никогда. И мне работа с металлом казалась чем-то далёким, почти недостижимым. В какой-то момент мне попался  МК по сборке самодельного аппарата для гальванизации, а когда я разобралась, что к чему и для чего — пришла в восторг от возможностей! Сейчас я временно приостановила это занятие — всё же моя домашняя установка не даёт возможности сделать украшения того качества, которое кажется мне необходимым.

— Как отнеслись близкие к гальванике в квартире? Сложный процесс?

— Мои близкие, как ни удивительно, никогда не были против моих занятий с химией. Думаю, в основном потому, что когда возникали вопросы по поводу очередного моего увлечения, я разъясняла теорию и давала понять, что стараюсь проводить все свои эксперименты максимально безопасно.

Процесс подготовки и непосредственно гальванизации сам по себе несложный, но в самодельной установке, как я уже упоминала, результат получается не очень качественный. А приобретение готового устройства и всех химикатов — достаточно недешево.

Гальваника

— Когда начала работать с металлом, пришлось ли столкнуться со стереотипами? Мол, ковка — это не женственно и все в этом роде? Как с этим борешься?

— Стоит сказать, что после гальваники я попробовала делать украшения из меди, а потом пришла, к моему безграничному восторгу, к украшениям из серебра. Ковкой я практически не занимаюсь — в ней нет необходимости при изготовлении украшений. Но в целом со стереотипами сталкиваюсь, да. Уже полгода, как я — подмастерье ювелира. То есть это моя полноценная работа. Я выполняю ремонт ювелирных изделий, а в свободное время экспериментирую с созданием своих украшений. И клиенты часто удивляются, мол “Ух ты, как необычно, девушка-ювелир! Ни разу не видели..” Если и есть “столкновения со стереотипами”, мне не приходится с ними бороться, потому что они выглядят как доброжелательное удивление, не более того! Единственный негативный момент — это отношение посетителей ярмарки, которую я недавно посетила. Так как на моих работах не стоит проба, люди сомневаются в том, что все украшения сделаны из серебра 925 пробы и вообще из серебра. Конечно, их можно понять, но всё же обидно.

Кит из серебра

— Чем принципиально, по твоим ощущениям, работа с металлом отличается от глины?

— Наверное, всем. Это совершенно разные материалы, разный подход, инструменты, стоимость, время. И отношение совершенно другое, что моё к своим работам, что отношение моих заказчиков.

— Если говорить о технике безопасности и инструментах — с металлом все сложнее? У тебя получается работать только в мастерской или и дома тоже?

Ну насчёт техники безопасности не могу сказать, что есть принципиальные изменения. То есть я не пользуюсь специальной защитой глаз, рук и вообще средствами защиты как таковыми. Так было с глиной, так есть и с металлом, даже не смотря на откровенно большую опасность работы с металлом. Это связано в первую очередь с использованием горелки — температура в районе 1000 С° — это не шутки. Но тут главное — скоординированность движений. Ну и руками за горячие поверхности хвататься не стоит, конечно.

По поводу инструментов могу сказать вот что. Именно из-за них я не работаю дома. Привыкнув к тому, что в мастерской совершенно всё более или менее необходимое находится под руками, сложно смириться с катастрофической нехваткой инструментов дома. А так как большее количество нужных мне инструментов стоит немало и я пока не могу их себе позволить — выбор очевиден, только мастерская.

ld3_mqphlzk

— Что в плане работы с металлом планируешь освоить в ближайшее время?

Не хочется загадывать что-то на данный момент. Можно сказать, что я пока на начальном уровне и для начала нужно окончательно освоить его. Поэтому в ближайшее время никаких новых техник осваивать не планирую. Но в будущем хотелось бы вернуться к гальванике на более высококачественном уровне, заняться гравировкой, добавить в работы эмаль, а также попробовать моделирование по воску с последующей отливкой, конечно.

— Какие коллекции в ближайшее время планируешь? И вообще, в работе с металлом, на твой взгляд, при создании тех или иных работ чего больше — творчества или ремесла?

Коллекции у меня обычно не появляются, чаще просто схожие по виду и настроению вещицы. Сейчас я делаю то, для чего, в первую очередь, у меня есть технические возможности и материалы. Исходя из этого подстраиваются мои желания сделать ту или иную вещь. То есть я хочу сказать, что мне хотелось бы сделать несколько крупных серебряных кулонов с поделочными камнями, типа яшмы, агата и т.д., но позволить себе я могу только кольца и миниатюрные работы. При этом и кольца мне тоже хочется и нравится делать. А вообще сейчас для меня создание украшений — это целиком и полностью творчество, потому что я действуют по наитию, многие вещи пробую впервые, нет ни подсказок, ни советов — только мои предположения о том, как решить ту или иную задачу при изготовлении украшений. Так что сейчас это творчество чистой воды)

m9m6rvltaes

— Не страшно было резко сменить сферу деятельности и погрузиться в ювелирное дело без специального образования? Как ты решилась?

Моё решение — это во многом поддержка близких и чуть-чуть личной упёртости. Страшно не было совершенно. Я поняла, что мне очень хочется создавать украшения из серебра. Причём не высокого ювелирного уровня, а что то простое, близкое человеку. Не бездушные изумруды и холодные бриллианты в штампованных формах, но тёплый сердолик в обрамлении серебра ручной работы.

А помимо желания вмешалась судьба (да, я верю в это)! Когда мне дважды при поиске работы с разницей в несколько месяцев на глаза попалась вакансия ученика ювелира, я поняла, что нужно попробовать. А ведь сначала мне хотели отказать — мол, не решили, брать девушек или нет. В итоге, из трёх человек, которых выбрали мои мастера для обучения, осталась только я. Судьба…

Маша с горелкой

— Что бы ты посоветовала тем, кто мечтает сменить сферу деятельности и заняться любимым делом, но никак не решится?

— Смотря в каком ключе. Если есть вариант бросить работу в офисе и заняться вышиванием крестиком на дому — я бы советовала хорошенько обдумать, будет ли возможность нормально зарабатывать себе на жизнь. Ведь это мне так повезло — работа и хобби — два в одном. И то, честно говоря, зарплата у меня маленькая, всё дело в огромном желании этим заниматься.

Но если всё взвешено и обдумано — вперёд! Не стоит бояться неудач, они всегда есть, в большей или меньшей степени.

Если есть мечта, то Вы просто обязаны пытаться, никто не обещает, что всё сразу будет так, как вы планировали. Но если стремиться к исполнению своей мечты, раз за разом вставать, упав — всё обязательно получится!Украшение

Посмотреть работы Маши можно в группе https://vk.com/just_maus

Беседовала Ольга КРАСНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *