Мастерская VZBRELO: «Наш проект для нас не просто работа, мы им живем, носимся с ним, как с ребенком»

Мастерскую VZBRELO основали две прекрасные девушки — Татьяна Костюхина и Мария Крылова. Они создают прекрасные вещи из дерева — в частности, среди художников уже стали популярны их деревянные блокноты. Сочетание резьбы и пирографии в их исполнении невероятно. Мы пообщались с девушками о том, как они решились сменить постоянную работу на собственную мастерскую, узнали, как работать с заказчиками, что нужно для резьбы по дереву, откуда берется вдохновение и о чем стоит задуматься, когда решаешься воплотить мечту.

89foyjag96o

Резьба по дереву, выжигание — не самые часто встречающиеся сейчас занятия. Как вы к этому пришли, какой был бэкграунд? Я имею в виду не открытие мастерской, а именно прошлое, детство и подростковый возраст. Увлекались каким-то творчеством? Поддерживали вас в этом родные?

Т.К.: В моем детстве и юности дерева, конечно, никакого не было. Более того, выжигательного прибора тоже не было, и свои первые работы я сделала тем, что купила для дочери) Но творчество было всегда, я много рисовала и делала какие-то поделки. Родные не поддерживали, не водили меня в кружки, но при этом и не осуждали, все творческое было скорее чем-то обычным, что не требует особого внимания. В семье все чем-то так или иначе увлекались, но сильного значения этому не придавалось. Так что мой путь к творчеству как профессии начался уже во взрослом возрасте, осознанно и целенаправленно, а вектор обозначился благодаря чудесному стечению обстоятельств.

М.К.: У меня напротив — в доме было много всего для творчества. Папа увлекался резьбой, чеканкой, выжиганием и многим-многим другим. Правда, настоящий интерес к этому у меня проснулся позже, когда я пришла работать в мастерскую деревянной игрушки. Там и началось все самое интересное)

Блокнот

Как вы познакомились? Вас сразу связало именно творчество?

Т.К.,М.К.: В этой мастерской мы и познакомились. Таня занималась художественной работой, Маша более технической. Но так или иначе, это было самое настоящее творчество, и коллектив был творческим: мы все время придумывали что-то новое, делали друг другу какие-то рукотворные подарки и даже праздники были, так сказать «handmade» Были и непростые рабочие ситуации, авралы, когда взаимовыручка была просто необходима. Так, за 5 лет дружного сосуществования, мы поняли, что уже очень хорошо сработались, что можем доверять и рассчитывать друг на друга. Жажда смены деятельности подтолкнула нас к новому этапу и мы вместе организовали наше VZBRELO)

Дай лапу, друг

А как так жизнь повернулась, что пошли работать в мастерскую деревянной игрушки?

Т.К.: Я в это время пыталась выйти из затянувшегося декрета, рисовала на заказ, заканчивала институт и параллельно училась на курсах компьютерной графики. Было ясно, что я хочу все же развиваться в творчестве, но как и где — непонятно) А дальше, видимо, дорогое Мрзд ответило мне на незаданный вопрос, и случайное знакомство привело меня в мастерскую. Причем девушка, которая меня привела, быстро ушла, а я осталась надолго)

М.К.: А я умудрилась познакомиться с учредителем и главной движущей силой этой мастерской через общих знакомых. Дело было под Новый Год, в период очередного аврала и мне предложили помочь, раз какие-то навыки имеются. А кто бы отказался попасть в мастерскую игрушек?) Я как раз незадолго до того уволилась и была свободна как ветер. Так и пробыла эльфом 6 лет)

Блокнот

Организовывать что-то новое, что-то свое — это и волнительно-прекрасно, и страшно. Ведь это значит полностью взять на себя ответственность за все, что будет происходить, за все удачи и неудачи. Психологически сложно было решиться? Был ли стартовый капитал? Как продумывали начало деятельности?

Т.К., М.К.: На самом деле, все происходило очень необдуманно и очень спонтанно: “а давай” — “а давай”) Не было ни бизнес-плана, ни стартового капитала, ни вообще хоть какого-то понятия о том, куда двигаться, один всеобъемлющий энтузиазм) Страшно не было — мы же могли в любой момент все бросить и пойти на “нормальную” работу. Да и подработок (которые и сейчас случаются, но уже реже) никто не отменял. Об ответственности тоже не думали — просто хотелось делать что-то по-настоящему свое, и делать это хорошо) Мы даже не собирались поначалу ограничиваться материалами и направлением, думали, что будет так: каждая делает, что ей вздумается, из чего ей вздумается и сколько вздумается! Чистое творчество без ограничений!) Отсюда, кстати, и название пришло)

Но постепенно все стало вставать на свои места. Дерево как основной материал затмило собой все так, что мы даже решили получить близкое образование. Разброс ассортимента стал сокращаться в пользу нескольких направлений, как и применяемые техники. Мы до сих пор ощущаем себя в начале пути, и, оглядываясь назад, понимаем, что шли по граблям и собственным ошибкам))

ny485zh2ei0

До мастерской приходилось работать на заказ? У тех, кто работает с заказчиками, обычно много разговоров про клиентов, которые не знают, чего хотят. Как вы с этим справляетесь?

М.К.: С заказами я сталкивалась в бытность графическим дизайнером. Всего несколько заказов напрочь отвратили меня от этого пути) Сейчас все гораздо проще — мы делаем реальные вещи, люди могут их рассмотреть, потрогать, взвесить, в конце концов) Сейчас они понимают, за что платят деньги, с материальным в этом плане проще.

Т.К.: Я рисовала на заказ, и да, заказчики попадались разные) Честно признаюсь, такой формат работы, независимо от требовательности заказчика и сложности работы, у меня отнимает больше сил. В прошлом году стало сложно настолько, что прием заказов мы прикрыли аж на полгода. Но заказчики тут ни при чем — просто воплощая не свои идеи, мы зарулили в тупик, и нужно было переключиться, понять, кто мы и что мы, и вернуться на свою дорожку. И если поначалу мы брались за все подряд, еще сами не зная, что нам ближе, то теперь имеем возможность выбирать заказы, которые отвечают нашим вкусам и пристрастиям. И тут нам везет — нам доверяют, и мы очень это ценим)

Пирография

Как определились, с каким кругом людей хотите работать? Как нашли целевую аудиторию? Как решили, что именно хотите создавать?

Т.К.,М.К.: С нашей аудиторией нам невероятно везет! Вокруг нас собралось множество позитивных людей, которые ценят то, что мы делаем, дают нам необходимую свободу даже в работе под заказ. Нельзя сказать, что мы как-то специально собирали по неведомым признакам этих прекрасных людей, процесс идет уже третий год, кто-то приходит и уходит, а кто-то, близкий по духу, остается) Со многими мы если и не становимся прямо уж друзьями, то приятельствуем точно, и это отдельный источник вдохновения.

Мы часто говорим, что не мы выбрали дерево, а дерево выбрало нас) Думаем, это ближе всего к истине — дерево подсказывает нам идеи, вдохновляет. В какой-то момент ловишь себя на мысли, что другие материалы и не берутся в расчет, даже гипотетически. Оно теплое и живое) Да, вероятно, мы с ним общаемся. Или оно с нами)

Некоторые придуманные и доработанные вещи в итоге стали отдельными направлениями, некоторые остаются штучными, и им на смену приходят новые. Единственное, как бы мы могли охарактеризовать все, что делаем — это вещи, без которых наш мир неполон) Мы против вещизма и потребительства, но мы за вещи, которые дороги, которые радуют и украшают дом и нашу обычную жизнь)

Деревянный крокодил

Если говорить о практической стороне организации мастерской — с какими сложностями пришлось столкнуться? Аренда, ремонт, какие-то бюрократические проволочки… Вам кто-то помогал?

Т.К., М.К.: О мастерской мы начали мечтать ближе к концу учебы, когда стали реальнее осознавать дальнейший путь. Нам очень помог однокурсник — он нашел помещение и предложил совместную аренду. Мы сняли небольшое помещение на бывшем заводе — это было прекрасное светлое помещение с огромными окнами и четырех метровыми потолками, в старом колоритном здании 1921 года в стиле конструктивизма. Проблемы начались сразу) Огромные окна рассохлись и в некоторые щели можно было смело обозревать заоконный мир. Первый же дождь затопил полкомнаты, а выглянувшее солнышко превратило помещение в оранжерею. В потолке обнаружилась дыра, а отопление было либо 200 градусов (паровое), либо его не было из-за регулярных прорывов труб. Наш сосед, как добрый ангел, проклеивал щели в окнах, замуровывал вылетающие фрамуги и вообще, взял на себя все бытовые ремонтные тяготы. Продлять договор мы не стали и теперь внимательно (гораздо внимательнее!) присматриваемся к новым вариантам. Верим, мы найдем себе уютное место, где будет хорошо работаться)

Если же говорить о помощи в целом, то, с появлением проекта, в нашей жизни стало появляться много хороших интересных людей, нас стали приглашать в какие-то проекты, да и просто рассказывать о нас друзьям. Все это очень-очень ценно и мы всем благодарны. Не говоря уже о родных, которые поддерживают не только словом и делом, но и в непростых порой финансовых вопросах)

В работе

Уже есть понимание, где хотите новую мастерскую? Не страшно без такого прекрасного соседа будет?
Т.К.,М.К.: Так случилось, что живем мы на противоположных концах Москвы, буквально противоположных — Марьино-Кунцево. Это несколько затрудняет поиски удобного помещения, так как телепорта все еще не изобретено) Ищем варианты с, хотя бы, минимумом пересадок на транспорте для обеих.

Такого прекрасного соседа всегда не хватает) Но, надеемся, что новое помещение не будет так остро нуждаться в сильных мужских руках)

Сейчас все еще возникают мысли о том, что если что, можно вернуться к “нормальной” работе — или все, свое дело засосало окончательно?)

Т.К.,М.К.: На самом деле, все наоборот — настолько не хотелось “нормальной” работы, что придумали свою и ооочень не хотелось бы, чтобы обстоятельства изменились. Мы же со всем набором стереотипов о творческих людях: интроверты и совы, со своим пониманием ценности труда и времени. Не сказать, что на других работах было так уж тяжело, но свое — оно всегда свое. Наш проект для нас не просто работа, мы им живем, носимся с ним, как с ребенком, и как было бы без него, уже не представляем)

Маска

Как распределяются обязанности в вашем тандеме? Кто за что отвечает? Сразу получилось все грамотно распределить или постепенно к этому пришли?

Т.К.,М.К.: Главное, что мы сделали сразу и правильно — это расписали обязанности. Происходило это в шуточной форме, мол, “я торжественно клянусь отвечать за доставку”, а на деле, оказалось очень полезной и правильной договоренностью. Мы обсудили, кому что делать удобнее и наименее затруднительно. Как не странно, мы к полному удовольствию друг друга не пересеклись ни в чем) Таня взяла на себя он-лайн общение, ведение групп, продвижение в сети, а Маша доставку, живое общение и ведение “бухгалтерии”. Закупки необходимого мы делаем вместе, так как процесс, как правило, приятный)

Что касается работы, то мы стараемся очень тактично подходить к творчеству друг друга, т.е. не вмешиваться без приглашения. Принцип “взбрело” все еще с нами) Безусловно, мы многое обсуждаем, советуемся, но над душой не стоим и под руку не лезем)

Тандем

Некоторые люди считают, что для резьбы по дереву лучшие инструменты — старые, советские. Вы охотитесь за такими?) Чем вообще работаете, что могли бы посоветовать желающим попробовать себя в работе с деревом?

T.K.,M.К.: И такие есть, да. Охотится не пришлось — Марии от папы досталось кое-чего. Первые резаки сделали себе сами еще в колледже, под руководством мастера. Что-то докупаем, причем ситуационно и в самых разных местах. Наш “инструментарий” постоянно пополняется, когда приходит четкое понимание, чего именно не хватает. Потому что “синдром хомяка” нам тоже присущ, хочется всего и сразу) Но за инструментом нужен уход, и он не должен валяться без дела. У нас в основном ручной и ручной электроинструмент: ножовки, стамески, лобзики, мультитулы, дрели, шлифмашинки.

А желающим попробовать себя в резьбе сегодня легко: в магазинах для творчества продаются самые разнообразные заготовки, уже готовые к работе, и наборы резцов “Татьянка”, а в сети полным полно видео-уроков. Единственное, что можно тут посоветовать — не надо сразу набирать много всего, лучше взять базовый набор. А еще лучше — сходить к мастеру и попробовать. В работе быстрее понимаешь, что именно удобно и к чему тяготеешь.

Работа

Если говорить о пирографии… Насколько сложно делать такие работы, как, например, на блокнотах с Москвой? Мне они представляются очень непростыми. Как к этому пришли?

T.K.,M.К.: Нам трудно оценить сложность таких работ. Трудо- и времязатратны, да. Но делать такие работы приятно. Блокноты из серии “Москва” появились как раз после окончания приема заказов, они стали первой ласточкой к возвращению на свой путь. Наш друг, экскурсовод, как-то заказывал нам блокнот и папку с картами Москвы. Тема родного города нам близка, да и он так быстро меняется, что мы решили попробовать запечатлеть любимые места в своих работах. Серия оказалась успешной и время от времени продолжается, уже не только нашими любимыми местами, а и любимыми местами наших заказчиков.

zsamnol1q2m

Если говорить о конкретных работах — что вы изготавливаете чаще всего? Какие серии можете выделить? Что хотите-планируете создавать нового?

T.K.,M.К.: Самым-самым первым совместным изделием был столик-поднос на подушке. Он был разработан специально для желающих рисовать в стесненных квартирных условиях) Но со временем оказался так удобен и многофункционален, что остается в постоянном ассортименте по сей день, меняются только варианты исполнения. Деревянные блокноты тоже с нами давно и надолго, хотя их конструкция изменялась и дорабатывалась значительнее.

Пожалуй, это два постоянных наших направления. А кроме того, появляются небольшие серии и отдельные штучные экземпляры различных предметов интерьера — часы, панно, ключницы, посуда, подсвечники.

Трудно сказать, что мы планируем создавать нового — творческий процесс непредсказуем. Есть какие-то идеи по продолжению существующих линеек, а отдельные вещи рождаются спонтанно, по вдохновению)

Единственное общее, чем можно объединить будущие вещи — хочется поближе на шаг к искусству. Чтобы вещи были не только полезны, но и несли эстетическую ценность)

Часы

Что бы вы посоветовали людям, у которых есть мечта, но которые, возможно, по тем или иным причинам боятся ее осуществить? Что важно знать тем, кто мечтает основать собственное дело?

Т.К., М.К.: Не надо бояться!) Надо просто реально понимать, что это работа. Работа, которая также содержит рутину, как и все остальные работы. Что существует целый пласт невидимой со стороны работы, который тоже ляжет на ваши плечи. Что работать надо будет не меньше, а гораздо больше. И результат, скорее всего, будет выражаться не в материальном, а в духовном) В смысле, это не бизнес и ожидать сверхприбылей, думаем, не стоит. Если человек может заниматься творчеством по 40-60 часов неделю и продолжать получать от этого удовольствие, то у него все должно получиться) Нам кажется, это и есть тот критерий — надо ли начинать такое свое дело.

Блокноты

Найти мастерскую можно по следующим адресам:

vkhttps://vk.com/vzbrelo_mt

instagramhttps://www.instagram.com/vzbrelo/

fbhttps://www.facebook.com/vzbrelo/

Беседовала Ольга КРАСНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *