Ирина Вершинина: «Иметь свой стиль — все равно что быть собой»

Ирина Вершинина — художник-иллюстратор. Она живет и работает в Петербурге, занимается иллюстрацией, живописью, делает авторские книги и  проводит мастер-классы. Мы пообщались с Ирой о ее творчестве, обсудили линогравюру, поиски собственного стиля и работу с макетами при создании иллюстраций.

Ты в детстве любила рисовать? Помнишь свои первые рисунки — что это было? Как родные относились к твоему увлечению?

Сколько помню себя, с раннего детства я часами проводила время за рисованием сюжетов из жизни или придуманных сценок, склеиванию каких-то зверушек из бумажек. Отдельной статьей шли портреты родных, до сих пор удивляет их не фотографическая точность, а точность в передаче характера. Меня было не вытащить погулять на улицу: дома с красками — это моё. Родители всегда хвалили и поддерживали.

nq3jrn6zzzi

Много ли дала тебе художественная школа? Или же напротив — помешала и надолго отбила интерес? Насколько, на твой взгляд, она вообще необходима на пути становления художника?

Здесь нет абсолютно правильного ответа. В подготовительной группе это стало толчком для перехода к рисованию с натуры, определению себя как художника. Когда, спустя пять лет, я почувствовала, что не развиваюсь, я ее бросила. Но в целом, для становления важно ориентироваться не на организацию, а на человека, с которым ты работаешь, у которого учишься. Если в школе ты находишь своё, значит для тебя это будет полезно.

Когда и как ты решила, что хочешь сделать иллюстрирование своей профессией? Какие сложности пришлось преодолеть, чтобы прийти к мечте?

Поступая в ВУЗ, я хотела в будущем работать иллюстратором, но тогда меня волновал лишь вопрос поступления. Потом я поняла, что все не так просто: нет гарантий получить высоко и регулярно оплачиваемую работу, пенсию и т.д.) Сейчас я вижу, что самое сложное — это преодолеть сомнения и все “а вдруг”. Потому что просто двигаться в желаемом направлении всегда гораздо проще, чем стоять на месте и жалеть о несделанном.

_fwxwf4pinq

В каком ВУЗе ты училась и почему ты выбрала именно его? Как много, на твой взгляд, он тебе дал?

В МГУ Печати, меня всегда привлекал подход преподавателей к обучению: много экспериментов, упор на экспрессию, выразительность — наследие первой советской школы дизайна ВХУТЕМАС, к которой я питаю большую любовь. Университет в первую очередь — прекрасная среда для развития интеллекта и личности, возможность общаться с людьми уровня превосходящего тебя в много раз, впитывать. Это не так напрямую связано с умением решать конкретные задачи, с которыми выпускник сталкивается приступая к реальному заказу. Профессиональные навыки приобретаются в процессе работы, а умение посмотреть на задачу более цельно, найти свой подход — этому нужно учиться у мастеров.

Какие в целом ВУЗы или курсы для иллюстраторов ты можешь порекомендовать?

Я могу порекомендовать только больше общаться, не бояться спрашивать и искать то, что вызовет отклик.

b2nm9r8rcgy

Говорят, что для художника важна насмотренность. Это так? Насколько важно следить за работами коллег?

Насмотренность важна при умении не сравнивать себя с другими, в противном случае этим лучше не заниматься, пока не придет осознание своей уникальности.

Есть ли в иллюстрации мода? Например, на определенную стилистику… Или же важнее просто найти свой стиль?

Верю, что настоящий успех приходит только к тому, кто выражает себя, но этот путь сложней.

Если говорить о поиске стиля — как ты нашла свой? Что тебя вдохновляет?

Для меня этот вопрос всегда был непонятным. Я вижу, что мои работы развиваются в определенном направлении, но никогда не прилагала к этому осознанных усилий. Я много экспериментировала, стремясь к большей выразительности, и  именно поиск вдохновляет больше всего и помогает понять себя. Как я думаю, иметь свой стиль — все равно что быть собой.

jwlfgqsk98q

Ты используешь макеты при создании своих иллюстраций. Почему? Чем они помогают?

В первую очередь помогают переключиться с банального мышления категориями “что” нарисовать к мышлению “как” нарисовать. Чтобы выразить идею, мало иметь свой стиль, нужно найти пластический язык именно конкретного иллюстрируемого произведения, а чтобы его найти и передать зрителю, нужно его не придумать, а почувствовать. Работа над макетом — это эксперимент, где Вы “ловите” свое ощущение. Оно может передаваться формами, которые Вы в него закладываете, может фактурой материала, сочетанием цветов, узорами, которые Вы на него нанесли. Если удалось поймать это ощущение — макет Ваш талисман, ориентир и товарищ в дальнейшей работе. Он и станет тем “миром”, в котором живут герои книги, он будет источником вдохновения для самых разных композиций. Ряд иллюстраций, который из него выйдет, будет единой и цельной серией.

dajpj4yr0mw

Правда ли, что если выстроена хорошая композиция, то сам рисунок уже менее важен? Композиция — основа иллюстрации? Насколько важно понимать законы композиции и следовать им?

Композиция — это основа любого произведения искусства. Это относится не только к изобразительному искусству. Композиция есть в любом красивом танце, фильме, музыкальном или литературном произведении. Это важно, если в своей работе Вы хотите достичь профессионального уровня.

Важность рисунка зависит от того, что Вы хотите выразить. Для учебника биологии он очень важен, для сборника стихов Хармса вторичен.

ypn_bqmldh0

Что тебе больше нравится иллюстрировать — прозу, где есть конкретные рассказы-истории, стихотворения, музыку? Почему?

Мне нравится решать разные задачи и находить к ним свой подход, поэтому чем задача новей и интересней для меня, тем лучше — не люблю однообразия.

Помнишь первую книгу, которую проиллюстрировала? Что это было? Работа оказалась сложной?

Книги иллюстрировать мы начали с первого курса университета. Первый проект, который состоялся, был роман Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль”. Поначалу было очень сложно жонглировать всеми составными частями книги: размеры полей, шрифтов, общей композицией, соответствию иллюстраций к конкретному месту в книге, количеству страниц, которое должно быть кратно восьми и т.д. — это все давалось с большими эмоциями и страданиями.

ao5d6ryogkw

Есть ли в твоей иллюстраторской карьере что-то, что тебе особенно запомнилась? Что это и чем запомнилось?

Люблю историю о том, как получилась книжка “О мотете, фуге, симфонии и самовитом звуке”. Довольно удачно совпало, что я заинтересовалась тем, как музыкальное пространство было связано с мировоззрением определенной эпохи, и ко мне обратилась куратор арт-резиденции “Гуслица” (у которой сейчас большие проблемы с рейдерами, поэтому неравнодушным можно найти петицию в интернете и подписать) с предложением участвовать в музыкальном фестивале “Переплет”. Книжка была создана за месяц на волне вдохновения. За основу я взяла статью В.И. Мартынова ”Время и пространство как факторы музыкального формообразования”. Получившееся оценили сначала пользователи интернета (небольшой тиражик был разослан по почте в разные города России и за ее пределы), а через год комиссия Всероссийского конкурса иллюстрации “Образ книги”. Вот такой спонтанный был проект.

ghg5j5hdcju

Ты также занимаешься линогравюрой (прим. — вырезание рисунка на линолеуме и дальнейшее его отпечатывание). Она близка к твоему стилю? Чем тебе она нравится?

Очень сложно отстраненно говорить о своем стиле. Думаю, какие-то параллели прослеживаются как в компьютерной графике, так и в живописных работах, рисунках и гравюрах. Но линогравюра для меня — это больше творческая работа, где технического задания минимум, а больше открытий и доверия материалу самому решать, куда тебя повести.

Если говорить о технической стороне вопроса — какие инструменты и материалы нужны для линогравюры?

Для начала можно обойтись одним штихелем (маленькая стамеска для резьбы по дереву), макетным ножом, куском пластика, строительным валиком и тюбиком акриловой краски. При желании все можно заменить на профессиональные инструменты, которые продаются в магазинах для художников.

Ты переехала в Питер. Этот город более творческий, чем другие места, где ты жила? Можешь описать свои ощущения от Питера?

Приехала по работе на один день, почувствовала, что я дома. Через неделю уже переехала. По поводу творческих людей, боюсь, объективно сказать не получится — мы ведь всегда встречаем того, кого нам нужно. Но почти год я жила в центре города и могу сказать, что когда прогуливаешься каждый день и созерцаешь огромные пространства Невы и красивую архитектуру, сознание меняется однозначно.   

Насколько вообще творческому человеку важно, где жить, насколько влияет атмосфера места?

Любому человеку, который слушает себя, важно, где, с кем и как жить. Для каждого есть его место. Художники, в широком смысле этого слова, просто в силу своей профессии не могут быть нечувствительны к своим ощущениям.

pu7wlddww5w

Новичкам в иллюстрации приходится трудно? Какими качествами надо обладать, чтобы пробиться в этой области?

Много работать, верить в себя, впитывать, не боятся просить о помощи.

Говорят, что музыкантам нужен “железный зад”. Насколько это выражение применимо к художникам?

Не знаю, не хотелось бы обзавестись подобным)

abk73wjvjmi

Многие люди начинают рисовать уже во взрослом возрасте. Для них не все потеряно? Могут ли они наверстать упущенное?

Страшнее не упущенное, а то, что сейчас, зная, чего хочешь, бездействовать — большой риск потерять себя и вкус к жизни вообще.

Что ты посоветуешь новичкам — тем, кто только начинает свой путь в рисовании и иллюстрации?

Получать удовольствие от процесса.

kgu6wobreli

Сайт Иры http://www.irinavershinina.com/

https://vk.com/irinka_vershinka

https://www.instagram.com/irinka_vershinka/

 

Беседовала Ольга КРАСНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *