Анастасия Цыганова: «Компьютер для художника — это просто многофункциональная кисть, которая помогает ему решать многие задачи»

Анастасия Цыганова, известная в интернете также как ANISIS — CG-художник. Девушка занимается цифровой живописью, из-под ее стилуса выходят сказочные грифоны, драконы и прочая волшебная живность. Работа Насти также связана с творчеством — она дизайнер. Мы пообщались с художницей о том, чем рисование на компьютере отличается от рисования на бумаге, какая техника и какие программы используются для цифровой живописи, насколько нужны творческие объединения и что они дают, как пережить дедлайны и как узнать, что хотят заказчики.

Всегда интересно узнавать у художников, как рано они начали рисовать. Помнишь свои первые работы? Как родители относились к твоему увлечению?

Рисовать я начала, когда научилась держать в руке карандаш, то есть очень рано. Я рисую сколько себя помню, и вопроса «Чем заняться?» для меня никогда не существовало. Моё творчество объединяет одна тема — анимализм. Даже будучи ребенком, я всегда рисовала разных животных — привычных нам зверей и не совсем обычных существ. Что сказать, фантазировать я любила с детства. Родители относились к этому спокойно и даже одобряли, но в художественную школу меня не отдали, и в свободное от школы время я занималась чем угодно, но только не рисованием. Поэтому долгое время для меня это было просто увлечением, пока я не решила, что хочу сделать это своей профессией.

anger

Как ты начала заниматься цифровой живописью? Как давно?

На CG я начала обращать внимание при посещении разнообразных художественных ресурсов в интернете, прежде всего это Deviantart. Я смотрела на работы художников со всего мира, восхищалась, вдохновлялась и однажды сказала: «Я тоже так хочу!». Первоначально мои успехи были весьма скромными, мне очень не доставало академических знаний, которые мне потом пришлось в очень быстром темпе осваивать. Не хватало также технических знаний, поскольку рисовать на компьютере я начинала мышкой, и только потом узнала о таком чуде техники, как графический планшет. Первый планшет у меня появился в 2008 году и, наверное, это можно считать началом моего серьезного увлечения CG.

Ты рисуешь и на компьютере, и “вживую”. Что больше привлекает и почему?

У любой техники — цифровой и традиционной, безусловно, есть свои плюсы и минусы. Честно, мне сложно определить, что мне больше нравится. CG для меня просто более многозадачная техника. Нынешний темп жизни требует выполнять задачи быстро и качественно, что, к сожалению, не всегда возможно на бумаге. Ну например, заказчику не нравится цвет плаща на рыцаре, он просит сделать его не синим, а красным. Я залезаю в фотошоп и за пару кликов вношу правки, отправляю обратно. Потом он мне пишет: «Мне не нравится форма рогов на шлеме, предложите несколько вариантов».  Опять лезу в фотошоп, делаю несколько копий шлема, рисую на них разные рога и в течении часа отправляю несколько вариантов дизайна на утверждение. Если бы я делала это все на бумаге, мне бы пришлось несколько раз отрисовывать одну и ту же деталь и я потеряла бы кучу времени. И это именно технический вопрос, CG на самом деле «облегчает» работу художника. Но не стоит думать, что рисовать на компьютере проще, чем на бумаге. Я очень часто слышу «На компьютере легко — он все за тебя делает!», «Рисовать на планшетике — легко, а вот красками — это сложно!». Я могу сказать, что нарисовать что-либо достаточно реалистично — это в принципе задача непростая, и техника исполнения на это никак не влияет.  Я люблю работать и красками, и на компьютере одинаково, и говорить, что что-то легче или сложнее — это в корне не верно. Компьютер для художника — это просто многофункциональная кисть, которая помогает ему решать многие задачи. CG требует таких же знаний анатомии, цвета и композиции, как и при работе традиционными материалами. Конечный результат всегда зависит от человека, а не от кисти. Однако ко всему сказанному могу добавить, что порой, когда долго сидишь за компьютером над каким-нибудь проектом, то руки начинают скучать по тактильным ощущениям от работы красками, по живой кисти и шуршанию карандаша по бумаге. Это ни с чем не сравнить.

2

Чем CG художник принципиально отличается от “традиционного”, на твой взгляд?

Я бы сказала, что мышлением, но это скорее просто мое ощущение. Я достаточно хорошо знакома с обеими техниками и ясно вижу, какая идея и в каком исполнении будет лучше смотреться. Я порой замечаю, что люди, слишком долго рисующие только на компьютере, практически перестают пользоваться карандашом и красками. Это можно понять, так как рисование — дело, по сути, очень затратное, художественные материалы достаточно дорого стоят. Еще одна причина — работа на компьютера «расслабляет». Когда рисуешь на планшете, то осознаешь, что в случае ошибки ты всегда сможешь поправить работу. Рисуя красками, я, бывало, делала пару мазков и понимала, что рисунок безвозвратно испорчен и исправить это уже нельзя. Приходилось либо начинать работу заново, либо вовсе отказываться от идеи. Бывало и такое. На компьютере страх «совершить ошибку» отступает и это, на мой взгляд, дает массу возможностей для развития и экспериментов.

Какая техника необходима для цифровой живописи? Можешь назвать марки, которые рекомендуешь?

Для CG нужен любой компьютер, который потянет работу в Adobe Photoshop или в другом графическом пакете. Так же нужен графический планшет, хотя я встречала людей в сети, которые виртуозно владеют навыком рисования мышкой. По своему опыту скажу, что научиться рисовать на планшете гораздо проще. Марка тут не особо важна, я считаю, так как это дело привычки. Долгое время я рисовала на своем самом первом планшете марки Genius и была счастлива, пока он не вышел из строя. Тогда я перешла на Wacom и больше с ним не расстаюсь. Также для занятием CG было бы неплохо иметь монитор с хорошей матрицей и цветопередачей, поскольку не все мониторы правильно отображают цвета. Я пользуюсь монитором марки Dell и вполне им довольна. Если вы только начинаете увлекаться CG, то заморачиваться покупкой дорогих примочек не стоит, я достаточно долго обходилась без этого и рисовала на самых простых и недорогих моделях. Но если вы решили всерьез заниматься этим, то, конечно же, следует задуматься о приобретении профессиональной техники.

august_final

В какие программах ты рисуешь и чем они тебе нравятся?

В основном я пользуюсь только двумя программами — Adobe Photoshop и Paint Tool SAI. SAI я использую для скетчинга, эта программа на мой взгляд лучше чувствует перо и движение руки, в отличии от фотошопа. Линии там получают более плавные и ровные, а также эта программа имеет ряд очень удобных инструментов, которые можно легко настроить под себя и свой стиль рисования. Но у SAI есть достаточно большой минус — почему-то эта программа делает цвета очень «ядовитыми», поэтому с цветом я работаю только в PS. Фотошоп имеет гораздо больший функционал, нежели SAI, так как SAI — это программка только для рисования. С помощью PS можно делать очень много разных вещей и прежде всего он хорош своими функциями цветокоррекции. Так же PS  незаменим своими кистями. Их можно загружать из сети, разные художники часто делятся своими наборами кистей. Кисти  можно создавать самому, подстраивая их под себя и свои нужды, PS имеет очень удобные инструменты для всего этого. Помимо программ, что я назвала, существует еще много графических пакетов непосредственно для рисования, поскольку фотошоп изначально создавался для дизайнеров и коррекции фотографий. Где именно рисовать — это вопрос привычки. Как я уже говорила, конечный результат зависит от человека, а не от инструментов, которые он использует.

black-king

Насколько для художника важна поддержка окружающих? А профессиональная поддержка? Насколько важно художникам делиться опытом и идеями друг с другом, общаться?

Поддержка близких людей, конечно же, очень важна для любого человека и не только в вопросах творчества. В остальном  я думаю, что это зависит от конкретной личности. Я необщительный человек и контактирую в основном только с ребятами из ArtDays и коллегами по работе, да и то не всегда хватает времени, чтобы просто поболтать. Я всегда была одинока в своих увлечениях, поэтому для меня такой фактор, как профессиональная поддержка или общение в целом, не имеет значения, я бы в любом случае делала то, что мне нравится. В отношении других художников могу сказать, что иногда общение может образовывать интересные творческие союзы, и люди создают действительно крутые вещи. А иногда это приводит к тому, что художники начинают просто копировать друг друга. И это очень печально. Общение может как вдохновить на подвиги, так и напрочь отбить руки, сказать что-то однозначное по этому поводу сложно.

fire-horses

Видишь ли ты смысл в разных творческих объединениях? Чем они помогают или мешают?

Когда увлеченные люди собираются вместе — это всегда здорово! Они ценны в первую очередь взаимопомощью и той самой поддержкой,  о которой говорилось выше. Ты всегда можешь получить профессиональную помощь, критику, или совет если это необходимо. Минусы, конечно есть везде. Мы, творческие люди, все очень разные, у каждого свои тараканы в голове. Таким людям порой бывает очень сложно договориться и иногда даже могут возникать конфликты на этой почве.

В какое творческое объединение входишь ты? Как давно, как оно образовалось?

Наше объединение называется ArtDays, в него входят русскоязычные художники со всего мира. Образовалось оно не так давно, в 2014 году, однако, попытка создать что-то вместе была осуществлена еще раньше, но она окончилась полным провалом из-за некомпетентности одного человека. Тогда мы еще никак не назывались и многие из нас еще даже не были знакомы. Это было в 2012 году, когда этот нехороший человек собрал разных художников с предложением сделать тематический календарь на год Дракона. После нашего фиаско мы все разбежались и где-то через год одна моя коллега по планшету написала мне с предложением попробовать еще раз. Нас набралось несколько человек и мы активно начали рисовать и публиковать наши скетчи и WIPы в сети. Первоначально нами двигало простое желание сделать что-то красивое на уровне Werewolf Calendar (http://werewolfcalendar.com/) и подобных ему проектов. Это был 2014 год — год Лошади и нам снова пришла идея создать тематический календарь с символом года. Мы просто рисовали и нам это нравилось и вскоре нам начали писать люди и спрашивать можно ли как-то приобрести этот календарь. И тогда мы задумались, а почему бы нам не продавать результаты наших трудов? На следующий год мы снова собрались и нарисовали уже другой календарь с мифическими созданиями — грифонами. Нам удалось успешно собрать необходимую сумму на печать и рассылку через Boomstarter и это можно считать нашим первым успехом. За время существования к нам присоединилось очень много удивительных и талантливых людей и мне даже удалось познакомиться с некоторыми из них лично. Конечно, очень жаль, что мы так далеко находимся друг от друга, но, как показывает наш опыт, расстояние нисколько не мешает творчеству.

forest-monster

Какие еще проекты вы делаете?

Наш основной род деятельности — это иллюстрирование. Первоначально это были разнообразные календари и открытки. А в прошлом году мы успешно выпустили наш первый артбук Dragon Days и, как следует из названия, темой были драконы. Мы не собираемся останавливаться на достигнутом и в будущем обязательно придумаем что-нибудь новое, так что заходите в нашу группу Вконтакте и следите за новостями —  https://vk.com/collab_artbook

Как взаимосвязаны твоя работа дизайнером и твои художественные изыскания? Помогают ли эти занятия друг другу?

Умение рисовать и мыслить образами — это всегда большой плюс в творческой профессии. По моему мнению, любой дизайнер должен уметь рисовать или хотя бы знать элементарные основы рисунка, живописи и композиции. Несмотря на то, что дизайн и иллюстрация решают разные задачи, обе эти сферы могут прекрасно дополнять друг друга при умелом использовании знаний. Лично мне в моей работе эти умения очень пригодились и я нисколько не жалею, что в свое время приложила много усилий для получения этих навыков. И я все еще продолжаю их совершенствовать.

Дизайн и рисование на заказ… Что ты можешь сказать об этих областях? Насколько тяжело творческому человеку выполнять пожелания клиента? Выдерживать дедлайны? Трудно себя организовать?

Делать что-либо на заказ — это в принципе задача сложная, поскольку нужно учитывать много факторов, таких как — желания заказчика, количество правок, временные рамки и т. д… Когда я только начинала работать, было очень трудно, приходилось мириться с очень многим, а иногда подстраиваться под клиента. Всегда тяжело признавать и осознавать, что твои варианты, особенно те, которые ты находишь самыми удачными, могут быть категорически не приняты и нужно думать совсем в другом направлении. И в этот момент важно понять, что это просто вопрос вкуса и что это не означает, что ты плохой дизайнер/художник. Признаюсь, порой я именно так и думала. Со временем приходит опыт, ты уже по нескольким фразам можешь понять, что клиент ждет от тебя.

Дедлайны — это еще один тяжелый момент. Здесь, конечно же, очень важна самоорганизация. Если сразу не научиться грамотно распределять время, то в дальнейшем будет очень трудно. Ни один заказчик не любит, когда срывают сроки. Организовать свое время на деле  не так сложно, как кажется со стороны. Вы наверняка каждый день делаете какие-то определенные вещи или действия, например чистите зубы, причесываетесь, готовите завтрак. Со временем это превращается в привычку. Привычку работать тоже можно выработать.  Для этого нужно просто быть последовательным, обязательно давать себе отдых после работы, а не трудиться круглыми сутками. Нужно стараться не отвлекаться и хватить себя, когда задача выполнена. Постепенно, шаг за шагом, приходит уверенность в себе и своих способностях, и такое страшное слово как дедлайн уже не будет пугать, давить или вызывать стресс.

red-berries

Есть  идеи, как развивать свои таланты дальше? Может быть, уже запланировала какие-то серии  работ или проекты? Или нашла новые области знания, которые тебя заинтересовали?

У меня много творческих планов и я собираюсь и дальше развивать свои навыки. Лучший способ для этого — сделать что-то, чего раньше никогда не делал. Можно разнообразить темы своих работ и нарисовать что-то несвойственное тебе, можно попробовать новую технику рисования или освоить какой-нибудь другой вид творчества и не только. Что касается меня, то я буду продолжать совместные проекты с ребятами из ArtDays и не забывать про свои личные проекты. С недавних пор я начала смотреть в область комиксов и кое что пробовать, правда, я пока не решаюсь публиковать это в сети. Люди, которые следят за моим творчеством в интернете, наверное уже знают, что у меня есть свой проект под рабочим названием «Исмаар», который пока находится в разработке. Я только полгода назад начала публиковать концепты и наброски по моему сеттингу, так что предстоит еще много работы, и я буду продолжать двигаться в этом направлении. Что из этого получится, пока рано говорить, но я полна идей и у меня куча историй! Пишу я ужасно и вряд ли когда-нибудь опубликую свои писательские эксперименты, поэтому я вижу в комиксах большую перспективу в воплощении моих задумок. На данный момент я имею только кучу зарисовок и беспорядочные записи в скетчбуке, но я надеюсь, что в ближайшем будущем мои подписчики смогут увидеть что-нибудь из моих попыток рассказать историю этого мира.

african

Что бы ты порекомендовала тем, кто только думает попробовать себя в цифровой живописи? Что бы ты им посоветовала?

В первую очередь не бояться пробовать новое, быть упорным и просто делать то, что нравится именно тебе. В современном мире очень сложно не подвергаться влиянию популярных течений. Очень часто я наблюдаю, как один художник становится популярным в сети, и через некоторое время ты уже видишь кучу клонов, рисующих одно и тоже. Это очень печальная тенденция, и я призываю молодых начинающих художников смотреть в первую очередь в себя и выражать в творчестве СВОЕ мироощущение. Каждых художник так или иначе переживает период подражательства на своем творческом пути, со мной это тоже произошло, но, к счастью, на тот момент у меня не было свободного доступа в интернет, поэтому этого никто не видел. Но это тоже опыт и он оказал определенное влияние на мое творчество. Начинающим художникам тоже придется это пережить и наверняка вы услышите в свой адрес гневные комментарии по поводу копирования и воровства. Это может расстроить и заставить вообще прекратить рисовать. Кто бы что ни говорил — продолжайте делать то, что вы любите, ищите себя, делитесь идеями. И самое главное, когда у вас начнет получаться, не задирайте нос. Продолжайте трудится.

march

Заходите в Настину группу Вконтакте и другие арт-блоги и следите за новостями:

https://vk.com/anisis_scrapbook

http://anisis.deviantart.com/

http://anisis-scrapbook.tumblr.com/

Беседовала Ольга КРАСНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *