Евгения Мухова: «Современное искусство ориентировано на то, чтобы его покупали»

Евгения Мухова — искусствовед, ассистент куратора выставок. Имеет опыт работы в частных галереях и аукционном доме “Vladey”. Закончила МПГУ им. Ленина по специальности история художественной культуры. С 2013 г. занимается организацией выставок. Евгения будет преподавать на курсе “Иллюстрация и акварель”, там она познакомит Вас с основными направлениями и техниками иллюстрации, а также ее истоками и эволюцией в истории искусств. В интервью мы пообщались с Женей о роли искусства и о современном искусстве в целом, обсудили российский арт-рынок и возможности начинающего художника, поговорили об истории иллюстрации.

Начнем с общего и глобального. На твой взгляд, что искусство дает людям? Зачем и для чего оно нужно?

В таком случае, наверное, стоит начать с того, что такое искусство? Нет ничего удивительного в том, что у каждого будет свое определение. Поделюсь своим — это высвобождение внутренней энергии, частных переживаний посредством творческого акта, в процессе которого происходит катарсис. Результатом этого процесса является эстетический объект (понятие красоты также очень субъективно, как мы помним, о вкусах не спорят, тем более, что сейчас стала очень популярна т.н. «эстетика отвратительного»).

 

Из этого определения вытекает, собственно, ответ на вопрос, что дает искусство людям. В разные эпохи и в разных сословиях менялись не только ценность искусства, но и его предназначение; поэтому отмечу, сейчас мы говорим про среднестатистического человека XXI века.

Искусство не дает сойти с ума, позволяет отстраниться от повседневности, дает чувство удовлетворения и гармонии с этим миром, способствует внутреннему равновесию. Мы прикасаемся к Великому не только когда сами творим, но и когда созерцаем произведение искусства (будь то живопись, фотография, скульптура, архитектура, литературное или музыкальное произведение). Искусство открывает своему зрителю окно в волшебную сказку, и значимость наблюдателя в данном случае не умаляется, скорее наоборот, это примерно как с «котом Шредингера»: искусство есть, пока есть зритель.

Помимо эстетического и художественного аспекта, искусство формирует личность, оказывает сильное психологическое воздействие, анализирует состояние окружающего мира. Произведение искусства имеет двойную роль: оно может как вдохновлять, так и стать «продуктом» вдохновения.

Мне нравится цитата знаменитого американского фотографа, Ирвина Пенна: «Съемка пирожного тоже может быть искусством». Ваша жизнь может стать искусством.

img_1690

Если обратиться к твоему прошлому — как и когда ты поняла, что хочешь связать свою жизнь с искусством? Что на тебя повлияло?

Мой путь был тернист. В семье никто особо не интересовался искусством, но как любому ребёнку, меня разносторонне развивали: танцевальный кружок, спорт, английский язык, художественная школа, которую я так и не закончила. Подростковые приоритеты постоянно менялись, и только лет в 17 я почувствовала потребность в Силе, которая больше меня. На протяжении всего периода обучения на факультете иностранных языков я то и дело слышала в свой адрес, мол “не творческое направление ты выбрала”. Я искренне не понимала, о чем все толкуют, но в конце концов, занялась самоанализом и решила поступать на факультет истории искусств и это было, мягко говоря, удивлением для всех. Никто не мог понять что это за профессия и чем занимается искусствовед, благо, меня поддержали близкие.

Так чем же занимается историк искусств? Я имею в виду сейчас именно рабочие моменты. Из чего состоит твой рабочий день чаще всего?

Зависит от того, где работаешь, ведь у каждой институции свои особенности. Я занимаюсь современным искусством, работаю ассистентом директора в галерее. Когда идет подготовка к новой выставке, то вся деятельность сосредоточена на ней: это и коммуникация с художниками, согласование  работ, которые будут выставлены, их развеска, написание пресс релиза. Часто приходится консультировать клиентов по интересующим их произведениям (ведь современное искусство в основном направлено на продажу) или провести небольшую экскурсию для посетителей. Выпуск каталога тоже отдельный процесс и достаточно трудоемкий. Есть и весьма забавные моменты, вроде того, как я искала 300 картонных коробок из под бананов для инсталляции — всякое бывает..

Если говорить о современном искусстве… У многих людей складывается о нем весьма своеобразное представление. Многие люди не понимают его. Какую ты можешь дать оценку современному искусству? Понятно, что нельзя говорить так в общем, ведь есть разные направления. И все-таки — почему обывателям часто сложно адекватно воспринимать то, что создают современные творцы?

Дело в том, что  искусство XXI века — логическое продолжение искусства предыдущего столетия, поэтому, чтобы его понимать, нужно знать о том, что происходило в XX веке. А “обыватель” зачастую не знаком с ним, от этого мы и слышим что-то вроде: “да мой ребенок лучше нарисует” или “я тоже так могу”. Можете? Сделайте. Вот только не выйдет… Нужно иметь не только хорошую базу по истории искусств, но быть знакомым с философией, музыкой, литературой, а то и математикой, так как современные авторы нередко эклектичны в своих произведениях.

img_1692

Читала книгу “Как продать за $12 миллионов чучело акулы“. После нее о некоторых произведениях искусства сложилось очень своеобразное мнение… Насколько в действительности имеет ценность, к примеру, чучело акулы или гора конфет в углу комнаты? И что все-таки важнее, по твоему мнению — намерение художника или то, в какой форме оно выражено?

Отличная книга! Раскрывает суть арт-рынка.
Как я уже отметила, современное искусство ориентировано на то, чтобы его покупали, и сейчас идут споры вокруг того, каким образом коммерциализация искусства влияет на художественные институции и музеи, в частности.

Упомянутое в названии книги (Дональд Томпсон “Как продать за $12 миллионов чучело акулы”)  чучело акулы — работа Дэмьяна Хёрста, одного из ярчайших представителей YBA (Young British Artists, конец 1990-ых), с которых и началось пробуждение рынка искусства, они явились олицетворение коммерческого витка в этой сфере. А уже к 2004 г. рост цен вышел из под контроля. Зацикленность на коммерческом успехе может попросту разрушить понятие истории искусства в том виде, в каком оно было знакомо нам еще 20 лет назад.
Уже Дж. Кошут, основатель западного концептуализма, отмечал, что “картина из результата художественных и интеллектуальных поисков автора превратилась в декорацию и украшение дома богатых коллекционеров, в объект, смысл которого сводился к тому, что его можно купить, а затем продать”.  

Это я вот к чему:  не стоит путать то, что дорого стоит, с тем, что действительно представляет важность с точки зрения классической истории искусств.

В произведении все построено на балансе: одинаково важны и техника исполнения, и содержание.

На курсе “Иллюстрация и акварель”, который пройдет в марте, ты будешь рассказывать про историю иллюстрации. А когда и с чего она, эта история, по сути, началась?

С того самого момента, как человек взял в руки пишущий инструмент. Еще в Древнем Египте тексты на папирусе сопровождались иллюстрациями, для наглядности. Если говорить конкретно о книжной иллюстрации, то на Руси все началось с первых рукописных книг, это примерно XI век, т.н. “Остромирово Евангелие” 1057 г., в Европе несколько раньше- V-VI века: “Кодекс св. Августина” ок. 425 г.

img_1689

А потом? Насколько сильно иллюстрация изменялась, подстраиваясь под нужды времени? Что изменило появление печатных книг?

Долгое время печатные книги имитировали рукописные. Наверно из школьного курса истории России все помнят имя первого книгопечатника, Ивана Федорова, и его книгу “Аполстол” 1564 г. Первым же, точно датированным печатным текстом в мире, считается копия буддийской Алмазной сутры 868 г. Давно, согласитесь? И все же, долгое время предпочтение отдавалось рукописным книгам, так как они больше ценились и были привычнее, а в печатных улавливалось вмешательство дьявола. Но количество рукописных книг было ограничено, это кропотливый труд, занимавший очень много времени. Печатные станки решили эту проблему и книга стала более доступной, хотя и не такой дешевой как нам хотелось бы думать.

Если говорить об иллюстрации в XX веке — было ли у нее противостояние с фотографией? Как, на твой взгляд, распределяется “любовь” читателей между фотографиями и иллюстрациями?

Никаких противостояний и быть не могло, фотография стала признана полноправным культурным и художественным явлением сравнительно недавно, в 1970-ые. Между фотографией и иллюстрацией есть существенное различие: первая — не что иное, как запечатление действительности, вторая —  более эмоциональна, сильнее подвержена “руке”, стилю автора. У фотографии функция документализации, иллюстрация все же ориентирована на  украшательство.

Processed with VSCO with hb1 preset

Говорят, что когда в 90-е появилась компьютерная графика, издатели стали предпочитать ее рисованной иллюстрации. Притом если стоял выбор между плохим компьютерным рисунком и хорошим ручным — выбирали первое. Как можно объяснить такую ситуацию, по твоему мнению?

Это объясняется бурным развитием техники, компьютеризацией. Просто интерес переключился на прогрессивные методы.

Как считаешь, развитие интернета и соцсетей — в том числе инстаграма — увеличивает спрос на иллюстрации и творчество в целом?

Соц.сети действительно дают большие возможности для реализации своего творчества. Я сейчас вижу много профилей ребят, которые делают иллюстрации: портреты по фотографии, шаржи, картинки к малотиражным рассказам и пр. Инстаграм, к примеру, хорошая площадка для этих целей.

Как ты относишься к появлению большого количества художников-самоучек? Могут ли они когда-то войти на серьезный арт-рынок?

Так это же замечательно, люди увлеченные, значит. А если еще после своей основной работы есть силы на творчество, то вдвойне. Что касается арт-рынка, никогда не говори “никогда”, если заметит куратор, галерист или коллекционер, то все может сложиться.

img_1688

Я знаю, что арт-рынок в России и мировой арт-рынок достаточно сильно отличаются друг от друга. Можешь рассказать, что популярно сейчас в нашей стране? Что покупают? И почему, на твой взгляд?

Все верно. Русское искусство идет по другому пути развития в связи с тем, что на протяжении некоторого времени было зажато в тиски идеологии партии и это безусловно повлияло на то, что мы видим сейчас.

Мы живем в эпоху постмодернизма, отказавшись от строгого канона и определения красоты, ценностью считается лишь свобода самовыражения художника и эпатаж.

Искусство приобретает массовый характер, становится доступным, можно найти работы в любом ценовом диапазоне. Например, у аукционного дома Vladey есть торги “все по 100”, где начальная стоимость произведения 100 евро. Также, в подарок часто покупают фотографию — это красиво, лаконично и может украсить любой интерьер. На пике сейчас, я бы сказала, концептуализм (Илья Кабаков, Иван Чуйков) и современные авторы, такие как Павел Пепперштейн (крайне востребованный художник), Егор Кошелев, Влад Кульков, Кирилл Кто и горячо мной любимый Валерий Кошляков. Каждый из них самобытен и по-своему “цепляет”.

Что бы ты посоветовала молодому художнику, который хочет продвигать свое творчество,  стать известным? Как ему можно привлечь внимание к своему искусству, что для этого нужно? Надо ли придерживаться каких-то трендов или самобытность ценится больше?

Не сочтите меня романтиком, но художник не перестает быть художником из-за отсутствия известности. И все-таки нет единого правила для всех, делайте то, что нравится, не стесняйтесь показать свои работы, знакомиться и сотрудничать с другими авторами. Индивидуальность всегда будет в цене, найдите в себе то, что выделяет именно Вас.

img_1691

Евгения Мухова в соцсетях:

Инстаграм https://www.instagram.com/mukhovs/

Вконтакте https://vk.com/mukhova

Фейсбук https://www.facebook.com/jane.mukhova.1

Беседовала Ольга КРАСНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *