Что такое акварель и с чем ее «едят»

Обзорная статья, из которой вы узнаете о составе акварели, ее свойствах и особенностях.

ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНА АКВАРЕЛЬ?

Цвет мы получаем за счет разнообразных пигментов — красящих веществ. Именно благодаря ним краски являются более или менее яркими, светостойкими и прозрачными.

Пигменты бывают искусственные и натуральные, последние делятся на органические и неорганические.

Многие пигменты добывают из различных металлов и их оксидов. Кобальт, хром — это все сюда:) многие цвета получают из оксидов меди и железа.Раньше часто применяли и растертые в порошок минералы — сейчас это происходит реже. Так, ультрамарин получали из лазурита и это была одна из самых дорогих красок мира. В позапрошлом веке был создан ее синтетический аналог. Многие вещества, входящие в состав пигментов, могут быть ядовитыми. Поэтому есть акварель не стоит:)

Новые оттенки создают разными путями. Например, обжигая и прокаливая натуральные пигменты вроде умбры и сиены — такие пигменты уже относят к искусственным.

В акварельных красках пигменты смешиваются с разными связующими веществами — декстрином (в более дешевых красках) или гуммиарабиком (в красках высшего сорта), а также с пластификатором — медом, глицерином.

На красках обычно указывают, какой пигмент или несколько пигментов там используется. Соответственно, бывают однопигментные и многопигментные краски. Грязный цвет появляется, когда смешивается слишком много пигментов. Заметьте: не красок, а именно пигментов (в состав краски может входить от одного до четырех пигментов). Такие смеси быстрее жухнут и выцветают.

Пигменты также продаются в художественных магазинах в чистом виде. Технически, из них можно сделать краски самостоятельно - хоть акварельные (гуммиарабик также продается), хоть масляные. Важно правильно подобрать соотношение материалов, а также использовать только качественные ингредиенты. Впрочем, даже чистый пигмент многие используют при создании своих работ.
Пигменты также продаются в художественных магазинах в чистом виде. Технически, из них можно сделать краски самостоятельно — хоть акварельные (гуммиарабик также продается), хоть масляные. Важно правильно подобрать соотношение материалов, а также использовать только качественные ингредиенты. Впрочем, даже чистый пигмент многие используют при создании своих работ.

В ЧЕМ РАЗЛИЧИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЛЮБИТЕЛЬСКИХ АКВАРЕЛЬНЫХ КРАСОК?

В очень многом. Например, в том, насколько натуральные пигменты использовались при создании краски. Или в том, сколько там пигмента, а сколько — связующего вещества, соответственно, насколько насыщенным будет цвет. Важный параметр — светостойкость. Профессиональные краски обладают повышенной светостойкостью, соответственно, работа дольше не будет выцветать.

СВОЙСТВА АКВАРЕЛЬНЫХ КРАСОК

Одно из основных свойств акварельных красок — прозрачность. Соответственно, в классической акварели не используются белила. Самый светлый цвет на  рисунке — это цвет бумаги. И, так как акварель — это не кроющая краска, при создании работы следует идти от светлого к темному. Просто потому, что вы не сможете перекрыть предыдущий слой новым акварельным слоем.

При этом у разных пигментов прозрачность разная. Есть классическое упражнение на определение прозрачности и заодно на тренировку в лессировке — рисуете горизонтальные полоски разными цветами из своей палитры, высушиваете, а поверх них вновь проводите теми же цветами — но уже вертикальные полосы. Отчетливо увидите, какой цвет может перекрыть другой, какой — слишком прозрачный.

Следующее, на что вам надо посмотреть — что за пигмент или пигменты использовались для создания того или иного цвета. На упаковке кюветки с краской вы можете найти латинские буквы и цифры, которые как раз и обозначают, что за пигмент здесь используется и к какому классу пигментов относится — так называемый цветовой индекс (color index).

В карминовой акварельной краске фирмы “Невская палитра” используется органический цветной пигмент P.R.170:1*** - звездочки обозначают светостойкость.
В карминовой акварельной краске фирмы “Невская палитра” используется органический цветной пигмент P.R.170:1*** — звездочки обозначают светостойкость.

Важное свойство — светостойкость. На кюветках рядом с цветовым индексом вы увидите звездочки. Их количеством как раз и обозначается светостойкость.

Три звездочки (***) — светостойкие краски;

Две звездочки (**) — среднесветостойкие краски;

Одна звездочка (*) — малосветостойкие краски.

От того, насколько ваши краски светостойкие, будет зависеть, насколько быстро акварельные работы будут выгорать и жухнуть.

КЮВЕТЫ, ТЮБИКИ И ЖИДКАЯ АКВАРЕЛЬ

В магазинах вы сможете найти акварель в трех формах:

  • твердая (она продается в коробочках-кюветах. Стандартный кювет вмещает 2,5 мл акварели, у некоторых зарубежных фирм встречаются миниатюрные кюветы, в два раза меньшие по объему)
  • в тюбиках (такая акварель удобна прежде всего для больших заливок. Пока вы из кюветок нужное количество цвета намешаете — сто лет пройдет. А тут сразу сколько надо выдавить в палитру можно. Кроме того, если выдавить краску в кюветку, она застынет и ей можно будет пользоваться как самой обычной твердой акварелью — это полезно, если вы хотите добавить в свою палитру необычных цветов из, например, каких-то зарубежных красок. “Невская палитра” выпускает краски в тюбиках только набором из 12 цветов, по одному их купить нельзя)
  • жидкая (обычно она ярче, чем вся остальная акварель, цвета чище. С жидкой акварелью можно создавать разные необычные эффекты)
Акварель
Медовую акварель — верхнюю на фотографии — лучше оставить детям и школьникам. Эти краски не являются профессиональными, они хуже по качеству, быстрее выгорают

КАК СОБРАТЬ СВОЮ ПАЛИТРУ?

Методом проб и ошибок. Да, можно использовать только чистые цвета, базовые — но если вам постоянно нужны оттенки вроде “Земля зеленая” или “Бирюзовый”, вы устанете их смешивать каждый раз. Чем больше вы будете рисовать, тем лучше будете понимать, что именно вам нужно, какие цвета вы действительно используете, а какие остаются практически нетронутыми.

Мне, например, обычно не хватает цветов, который входят в стандартную коробку из 12 кюветок “Белых ночей” — а какие-то из этих двенадцати, напротив, оказываются лишними и без них вполне можно обойтись. Поэтому, если у вас есть возможность, лучше попробовать для себя максимально все, что можно.

Кроме того, краска с одним и тем же названием у разных производителей может отличаться по оттенку и насыщенности — так, голубой у фирмы “Ван Гог” гораздо ярче, чем тот же цвет у “Белых ночей”. Вы можете составлять свою палитру из красок разных фирм.

Может оказаться, что какие-то оттенки вам действительно проще смешать и постоянно иметь их при себе нет смысла. Есть хорошее упражнение, которое помогает вам лучше узнать ваши краски — смешиваете каждый цвет с остальными и делаете выкраски. Можно делать отдельные выкраски только по теплым оттенкам или только по зеленым. Чем лучше вы будете понимать, что произойдет, если вы возьмете определенные цвета, тем проще вам будет при рисовании достигать именно того эффекта, который задумывался.

На этой выкраске - результат смеси фиолетовой краски с остальной палитрой
На этой выкраске — результат смеси фиолетовой краски с остальной палитрой

В мой походный набор красок обязательно входят серая пейна — очень рекомендую попробовать этот цвет — кадмий красный, кадмий желтый, сепия, сиена натуральная, сиена жженая, фиолетовая, голубая, ультрамарин, зеленая и — в последнее время — оливковая. Часто добавляю туда карминовую или розовый хинакридон. Остальное опционально и периодически изменяется. Но, конечно, если есть возможность, я с удовольствием пользуюсь большой коробкой из 36 цветов — она тоже отличается от стандартной, многое заменено.

Удачи вам в постижении тайн акварели!

Материал подготовила Ольга КРАСНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *