Кирилл Коноплицкий: «Я могу каждый день создавать что-то новое»

Кирилл Коноплицкий — руководитель творческой артели “Делаем подарки” (DP), главный дизайнер бренда сумок и аксессуаров из кожи PILGRIM Bag. Кирилл изготавливает невероятные вещи, очень необычные. В них есть стиль и собственный почерк,  —  и это касается всего, что он делает. Родовые книги в кожаных переплетах с гербами семей и состаренными листами; фотоальбомы с  отлитыми вручную латунными уголками и тиснением инициалов сусальным золотом, папки для монет и бон в солидных шуберах; рюкзаки, трансформирующиеся в сумку;  кошельки, в которые можно положить все вплоть до телефона и паспорта; сумки-органайзеры из кожи в сочетании с войлоком; чайники, которые, кажется, подняты из руин древней Атлантиды… Все это он создает в подмосковном Серпухове. Его работы покупают люди из разных мест планеты.
В интервью Кирилл очень честно и подробно рассказал о том, как он пришел к собственной мастерской, о сложностях и проблемах, которые ждут мастера, решившего создать свое дело. Мы поговорили о разнице между ремеслом и творчеством, о том, как рождается небанальное, о том, где рекламировать себя в интернете,  о деньгах и о тонне других интересных вещей.

Как ты начал заниматься творчеством? В детстве рисовал, лепил?

Творил я с детства. Не любил гулять, мне всегда было интересно проводить время дома, придумывать что-то и создавать из непонятного,  с точки зрения обычных людей, мусора. Мой любимый предмет в школе — это труды. А на физике и химии интересовали только опыты. Формулы, законы — это не мое! Математика меня не привлекала, я любил творить и делать что-то руками. Поэтому мама отдала меня в радиотехнический кружок, потом — на резьбу по дереву. Отучился в художественной школе. В девятом классе решил пойти в художественное училище на дизайнера. Отучился здесь 4 года, затем поступил в университет на декоративно-прикладное на отделение керамики.

Почему выбрал керамику?

Сложный вопрос. Погуляв по институту, я увидел дипломные работы студентов. Они были слабее, чем у нас в училище — и мне стало тоскливо. Мой любимый преподаватель посоветовал мне не идти на дизайн интерьера, а отправиться на керамику, порекомендовал там хорошего преподавателя и сказал, что он многому научит. Высшее образование само по себе для меня ценности никогда не имело — это больше было нужно моей маме. Откровенно говоря, я даже диплом не забрал с университета, его потом она забрала. Он мне до сих пор ни разу не пригодился.

Во время учебы я подрабатывал, занимался рекламой, делал вывески, штендеры. Меня пригласили поработать в рекламной фирме в Ступино, мне пришлось переехать из Орла, где я жил. А чтобы не бросать универ, по совету декана факультета перевелся на вечернее отделение. Все равно вместо большинства пар днями проводил время в “керамичке”. Это такое место, где двери были всегда открыты для всех прогульщиков:) Там собирались все творческие люди, творили, работали, пили чай из самовара, а преподаватель, ради которого я и пошел в университет, с утра до вечера учил всех, кто только захочет — причем не только работе с глиной, но и живописи, рисунку, композиции. Использовал абсолютно неакадемический подход в обучении. И к нему приходили студенты со всего универа.

Чем именно тебя увлекла керамика?

Мне нравится работать руками. Не обязательно с глиной — мне также нравится работать с деревом, кожей… Поработать с металлом пока руки не дошли. Для меня это слишком холодный материал, но для отливки латуни я уже все купил. Займусь как-нибудь из интереса.

 

Как в институте вас мотивировали на создание авторских работ? Ты говорил, у вас были очень интересные задания на воображение…

Люди имеют достаточно стереотипное мышление. И когда нужно что-то придумать, все равно все мыслят шаблонами. И это самая большая проблема — отделить свое мышление от стереотипов. Попытки такого поиска — то, чему нас учили разными способами. Вплоть до того, что завязывали глаза шарфом, давали кисть, бумагу и говорили — рисуй. Ты должен хаотично рисовать, не думая, какие кляксы ты ставишь. Например,  тема — “чайники”. Но при этом ты не должен рисовать носик, крышку, ручку — этого вообще не должно быть! Отключаешь мозги, сознание и просто рисуешь, не думая. Когда все же удается, ты крутишь-вертишь нарисованное тобой,  интуитивно пытаешься сразу что-то подрисовать. Так находишь в этом эскизы чайников.

Только в таком случае получается что-то действительно стоящее?

Нет, почему. Вот китайцы, например, делают свою керамику — супер-тонкий фарфор, проработанные мельчайшие детали… Это круто — просто по-своему. Это — мастерство. Ремесло. Мне кажется, что тут как раз происходит разделение художника и ремесленника. Это разные профессии. Ремесленник, например, делает одинаковую керамическую кружку или еще какую-то посуду. Его задача — сделать эти предметы качественно, функционально, быстро, дешево. Это совсем другая задача, нежели которая стоит у творца, художника. Он, может, создаст одну-единственную вещь и будет идти к ней всю жизнь. И функциональной она может не быть. Но зато — достойной для человечества. Например, “Черный Квадрат” Малевича. Такой квадрат может нарисовать каждый. Но на тот момент это был вызов. Так никто не делал. Он нес в себе больше смысловую нагрузку, нежели художественную. И ремесленником Малевича не назовешь при этом. Это был выплеск. Своего рода философия.

А ты — творец?

Ну… Наверное. Хотелось бы быть творцом. Это сложно. Быть только творцом сложно в наше время. Для этого нужно, чтобы у тебя был какой-то спонсор, покровитель. Как, например, был у Леонардо Да Винчи. У него были покровители — и он мог себе позволить, например, отложить картину на два года и заниматься другими делами. Но когда идет коммерческая составляющая, ты хочешь-не хочешь, но наполовину ремесленник. Либо находишь людей, которые за тебя выполняют ремесленническую работу.

Как ты решился на свою мастерскую? С чего все началось? Я так понимаю, первые заработки на творчестве начались еще во время учебы?

Да. В коммунальной комнате все делалось “на коленках”:) В год собаки по Восточному календарю делали с друзьями керамических собачек и сдавали их в магазины перед новым годом. Так зарабатывали:)  Но так как я был керамист, а мои друзья — нет, то получалось, что какие-то фигурки были более качественными, какие-то — менее. В год свиньи я уже подготовился. Сделал формы, в которые отливал фигурки из хорошего гипса. Если собачки были штучные, то свиней делал партиями и одинакового качества. Также в институте я начал создавать книги — тоже случайно получилось. Надо было срочно сделать подарочную книгу в кожаном переплете на юбилей завкафа. Я такого никогда не делал, но сразу сказал, что смогу — всегда так говорю. Тогда не было в интернете такого количества мастер-классов по всему, как сейчас. Даже в библиотеке по теме переплетов какие-то крупицы были… Первая книга тяжело далась, и сделана она была не очень хорошо — кожу использовал свиную, дешевый вариант. То есть получилось красиво, все были довольны, но сейчас я делаю гораздо лучше 😉

А как дальше все пошло? Как ты решился на свое помещение?

У меня довольно долго длились переезды из одного города в другой, и все, что я создавал, делалось на дому. Сайт появился где-то в 2007 году, там были одна-две книги, солнечные керамические часы, всякие мелочи. На Ярмарку мастеров примерно тогда же попал. Работал в это время в рекламной фирме дизайнером. И все творчество было в свободное от работы время- вечерами. Я возвращался после трудового дня и наконец-то занимался любимым делом. А если было свободное время на работе, то сидел в интернете и изучал информацию по своим увлечениям — например, про переплеты, копировал все на флешку, чтобы потом дома перечитать.  Пошли заказы, и когда сумма гонорара за них сравнялась с моей зарплатой на работе, я решил перейти на что-то свое и вплотную заняться творчеством. В съемной комнате я стал делать керамические чайники. Печки у меня еще не было, возил все обжигать к другу-керамисту — пока упакуешь необожженую глину, довезешь — что-то отломится… Думаешь, ладно, заново слеплю 🙂 Потом решил собрать небольшую печку для обжига, сделана была она из корпуса старого холодильника. Денег тогда хватало только на съем квартиры и на еду, иногда еще — на покупку книг. Не было такого, чтобы кто-то мне дал денег и сказал — занимайся.

Мама вообще хотела, чтобы я на военного пошел. Сама с погонами была и хотела меня туда же отправить — чтобы в жизни была стабильность. А я стабильности вообще не хотел. Для меня это как гроб — вот где стабильность. Тишина, покой, соседи молчаливые… Сосны.

Возвращаемся все-таки в мастерскую. Как появилось свое место?

Сначала это была коммунальная квартира, все в одной комнате — и я, и глина. Потом снимал двушку — там уже под мастерскую была выделена отдельная комната. Потом снял гараж и попытался перенести производство туда, купил простейшую муфельную печь, собрал газовую, которая как дракон огнем дышала… Но когда наступила зима, все равно приходилось работать дома, в гараже было слишком холодно. Денег на нормальное помещение не хватало. Но потихонечку дело шло. и я позже снял небольшой закуток у знакомых — там была моя первая мастерская. На тот момент я уже ушел из рекламного агентства и занимался только своими работами. И я понимал, что если бы тратил на свои занятия больше времени, доход был бы больше. Потом переехал в свою нынешнюю мастерскую. Это было рискованно: помещение большое, 100 квадратов. Каждый месяц надо за него платить… А насколько все дальше будет работать, непонятно. У меня уже был на тот момент напарник-работник, ему тоже надо было платить зарплату. Но все пошло:)

Как я понимаю, у тебя основной канал продажи — интернет. Какие площадки оказались лучшими для тебя?

Ярмарка мастеров. Но это было время, когда ЯМ только недавно появилась и мастеров было немного, у меня сразу пошли отзывы и так далее. Сейчас туда сложнее влиться — больше конкуренция, есть много мастеров в аналогичных сферах, у которых большое портфолио и много хороших отзывов.

А год назад отлично работал инстаграм. Прекрасная бесплатная площадка, на которой ты можешь получать отклик от людей здесь и сейчас, можешь задавать вопросы… Насчет Вконтакте — не знаю, как там люди что-то продают. Мне кажется, в основном там школьники и студенты.

Вообще я не люблю соцсети. И если бы не работа, я бы там не сидел вообще. Разве что люблю Пинтерест — но не понимаю, почему его называют соцсетью.

Свой сайт мне до сих пор мало что приносит в плане заказов, он больше выступает как визитка, где можно почитать обо мне, посмотреть, с кем я работал.

Канал на Ютубе завел — но это пока задел, который может оказаться тупиковым. Может, надо все не так там делать, может, надо чаще… В любом случае надо чаще, всеми группами-каналами-страницами надо постоянно заниматься, это каждодневный труд.

Это сложнее, чем делать изделия?

Я тебе больше скажу. На данном этапе, к сожалению, я нахожу очень мало времени работать руками.  Надо рисовать эскизы, обсуждать что-то с клиентами, что-то считать, думать наперед… По сути, быть менеджером, директором. Это мне чуждо! Мне бы хотелось быть арт-директором, придумывать что-то новое. Я творческий человек, я могу  каждый день создавать что-то новое .

Расскажи, что вы создаете в мастерской? Началось же все с керамики…

К сожалению, сейчас мы направление керамики закрываем. Даже с ярмарки мастеров большую часть удалили — это было очень печально. Закрываем по причине того, что это абсолютно не приносит должного дохода. Мне нравится быть творцом в работе с глиной — но такой керамики невозможно сделать много. Хотя я немало сделал, чтобы убыстрить процесс, формы, упрощения — но все равно. Керамика может не так обжечься чуть-чуть, или те предметы, которые стоят в углу печки, получатся не с таким оттенком, как хочется, а я максималист. Она может треснуть, глазурь не так потечет…

Чтобы на этом хоть как-то зарабатывать, нужен керамический завод. Либо мастер, зарабатывающий себе на еду — либо завод, где есть огромная выкатная печь. А-ля Китай, но тогда проще что-то придумать и заказать в Китае, это выгоднее получится.

Плюс сложная логистика. Под чайник — такая коробочка, под чашки — другая… Под каждую форму — своя. Чтобы коробочки были адекватные по ценам, их надо не по 100 штук заказывать и даже не по 1000. То есть это как раз тот шаг — хоп, и фабрика. Я на это не готов. Поэтому сейчас я керамику оставил как хобби. Если изначально это было хобби, перешедшее в бизнес, то сейчас произошло наоборот.

А что-то пришло на смену керамике?

Да, у нас добавилась новая отрасль, которую мы выпускаем под отдельным брендом Pilgrim Bag и ради которой было решено пожертвовать временем и местом в мастерской. Это изделия из кожи: рюкзаки, кошельки, визитницы, ремни… Мы пока только прощупываем почву, разрабатываем ассортимент. Потому что придумываем совершенно новые модели, которых нигде нет. Я очень тщательно анализирую рынок, потребности и нужды каждого, будь то менеджер, дизайнер, фотограф, путешественник и т.д. У нас своя методика обработки кожи и своя технология состаривания. Мы очень тщательно подбираем фурнитуру, используем только lux кожу. В будущем мы планируем поставить это производство на рельсы и продавать свою продукцию по всему миру. Мы хотим привить хороший вкус к качественным вещам.

Продолжаем делать эксклюзивные кожаные альбомы, книги и ежедневники.

Знаю, что книги у тебя заказывали известные компании. Какие и кто?

У Итар-ТАСС был юбилей и я делал книгу пожеланий, в которой оставляли пожелания все гости — политики и т.д. Для “Газпрома” нужны были эксклюзивные подарки — делал именные личные книги. Путину делали подарок тоже, как потом узнали. Итар-ТАСС на его день рождения заказывал фотоальбом с его фотографиями из их базы за год.

 

Какие у тебя дальнейшие планы? Что хочешь дальше делать с мастерской, творчеством и всем остальным?

Хочу делать эксклюзивные дорогие вещи с индивидуальным подходом. Хочу наконец-то быть не директором, а арт-директором, и заниматься чем-то более творческим. Большие планы на развитие Pilgrim Bag. А книги, альбомы — оно как есть эксклюзивное, штучное производство, так и останется. Керамику жалко… Идей столько, эскизов, которые не успел реализовать. Когда будет все налажено, опять вернусь к керамике:)

Еще есть мечта построить свою мастерскую там, где нравится. В лесу:) Я всегда рад гостям, но чтобы не было какого-то шума машин, суеты.

Как находить баланс между ремеслом и творчеством?

Мы из-за этого чуть не подрались с моим любимым преподавателем. Я ему говорил — а как же семья? Как же заработок? А он утверждал, что творчество первостепенно. А сейчас все изменилось. Я к нему приезжаю с мыслями о творчестве, а он говорит, хорош, остановись, о бизнесе подумай. До сих пор не понял, что это было.

А посоветовать ничего особо не посоветую. Если хочешь достигать вершин, что-то новое изобретать, быть первопроходцем — нужно быть собой, доверять себе. Не бояться. Люди год потратят, два, три — и бросают, мол, здесь денег не заработаешь. Но тут надо понять — ты пришел сюда денег заработать или воплощать свои замыслы? Не хватает денег на мастерскую — работаешь дома, не хватает на материалы — делаешь из того, что есть, что удалось найти, на что хватает… Делаешь, исходя из того, что есть сейчас. Если прямо деньги нужны — лучше идти на другую работу. Все зависит от цели, которую ты преследуешь. У меня не было цели зарабатывать большие деньги. Сейчас львиная доля всего заработанного уходит на покупку станков, оборудования, материалов. И меня это устраивает, потому что я занимаюсь любимым делом.

Беседовала Ольга КРАСНОВА

Больше работ Кирилла Коноплицкого можно посмотреть на его ресурсах:

САЙТ КИРИЛЛА => тут

ЯРМАРКА МАСТЕРОВ => тут

ИНСТАГРАМ => тут

ВКОНТАКТЕ => тут

И еще немного фотографий:)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *