Яна Франк: «У меня к иллюстрации очень большой спортивный интерес: изобразить в своей манере все, что попросят»

Яна Франк — художник-иллюстратор из Берлина, известная в интернете под ником Miu Mau. Автор книг “Муза и Чудовище”, “Муза, где твои крылья”, создатель ежедневника “365 дней творческого человека” и огромного количества других крутых штук. Ведет популярный блог http://miumau.livejournal.com/. В интервью Яна рассказала про то, как и для чего появился ее блог, про работу иллюстратора и про то, чем иллюстратор отличается от художника, о том, как не потерять мотивацию, как вернуться в рисование после длительного перерыва и о множестве других интересных вещей.

Яна, здравствуйте! Начнем с глобального вопроса. Вы стали для многих символом творчества. Ваши книги “Муза и Чудовище”, “Муза, где твои крылья” мотивируют огромное количество людей заняться, наконец, любимым делом, привнести в творческий хаос порядка. Каково это — быть символом? Вам это скорее нравится? Накладывает ли это какую-то ответственность?

Здравствуйте!

Я не знаю, “как это — быть символом”. Никаким символом я себя не ощущаю. Я всегда хотела быть художником и творческим человеком, и для меня всегда было очевидным, что художника кормит определенная популярность, аудитория и контакт с этой аудиторией. Поэтому я радуюсь, когда мне удается этот контакт установить. Я люблю общаться со своими читателями, их “фидбек” наверняка питает меня больше, чем их — мои произведения.

Вопрос о вашем блоге. Как и с чего он начался? Как пришла идея вести блог?

Я что-то такое “вела”, что я пишу, а другие читают — сколько себя помню. Меня к этому приучали с детства. Например, когда я была маленькая, приучали вести дневники, или писать такие письма друзьям и родственникам, чтобы их было интересно читать. Когда появились вебсайты, у меня был сайт, на который я выкладывала свои тексты. Из первых нескольких десятков потом получилась моя первая книга — “Дневник дизайнера-маньяка”. Еще у меня в древние времена была рассылка, в которой я “самовыражалась”. Потом появились блоги — я завела блог. Я всегда что-то писала о своей жизни и работе, это давно было моим способом “осмыслять и систематизировать” мой собственный опыт. И в разные времена публиковала свои тексты любыми доступными способами.

Сейчас он действительно популярный — приходилось ли применять какие-то методы раскрутки или “оно само”? Чем, на ваш взгляд, ваш блог привлекает людей?

Ну что значит “оно само”. Ничего “само” не бывает. Главный секрет успеха моего блога (который вообще действителен для всех успешных предприятий) — это то, что я его с большой любовью “помешиваю” каждый божий день, на протяжении более 10 лет! Если любым проектом заниматься по несколько часов каждый день, любить его, все время думать, как бы его еще улучшить и развить, он  будет процветать в любом случае.

Ну и конечно нужно определенное везение! Пару раз мой блог сильно поднимался в рейтинге, потому что что-то другое (что меня, к счастью, не коснулось) там обваливалось. Иногда отдельная публикация может сильно поспособствовать росту. Например, когда Тема Лебедев что-то про меня написал хорошее, блог сразу приобрел очень весомое количество читателей. Еще есть какие-то пороги, после которых неизбежно происходят качественные скачки. Например: какие-то посты начинают “вылетать в топ”. Если это происходит часто, и редакция каждый раз видит, что текст — авторский, автор пишет о чем-то интересном из своей жизни или практики, и.т.д. — пост “оставляют” в  общем рейтинге записей. И когда это произошло уже сколько-то тысяч раз, посты автора начинают пропускать практически всегда. Из-за того, что почти все посты оказываются в “топе”, оттуда приходят новые читатели. Благодаря этому происходит дальнейший рост.

Есть какие-то пороги, после которых все это переходит на новые уровни. Например, я заметила, как все сильно изменилось, когда у меня стало больше 8000 подписчиков — динамика роста стала другой. И количество злопыхателей и троллей резко увеличилось. 🙂 Пришлось мне тоже переходить к другим методам работы с публикой, т.к. стало больше чужих, незнакомых. Блог стал менее “домашним” и более общественным местом.

Как родилась рубрика “вопрос-ответ”? Насколько, на ваш взгляд, она полезна тем, кто присылает письма? Читателям?

Ее придумали сами читатели. Началось с того, что одна читательница буквально попросила обсудить ее проблему в блоге, не указывая ее имени. Попросила меня написать мое мнение, но так же хотела узнать мнение остальных. Я решила, что “почему нет?” и опубликовала письмо. После этого они начали приходить, и поток писем так и продолжается.

И я так думаю, что если люди просят, значит, зачем-то им это нужно. Многие потом написали, что им это помогло. Также я за последние годы заметила, что некоторые приходят снова и снова. Сначала обсудили свою несложившуюся семейную ситуацию. Потом через пару лет — развелись, нашли нового мужа, приходят обсудить его отношения с ребенком из первого брака. Потом — заболевших родителей. В общем — ходят к моей аудитории, как к “семейному терапевту”. А что — хорошо же, если кому-то помогает.

Мне тоже всегда интересно и полезно почитать комментарии читателей. Всегда находится пара точек зрения, до которых я сама не додумалась.

Разворот из книги «Муза и чудовище»


Насколько это ответственно — отвечать на личные вопросы в таких письмах и разбираться в часто запутанных проблемах? Насколько эмоционально приходится вкладываться и вплетаться в ситуацию для того, чтобы дать ответ, который бы вас устраивал?

Мне кажется, что очень ответственно. Надо, конечно, помнить, что я имею дело с человеком в растрепанных чувствах, который попросил о помощи. С другой стороны я всегда напоминаю людям, что они, по сути, вывалили свою проблему на площадь. Они рискуют получить очень неприветливые комментарии, даже оскорбления. На просторах интернета водятся тролли, злые люди или просто циники, чье мнение может очень расстроить. К этому надо быть немного готовым. Ну и помнить, что ничье мнение — не есть истина в последней инстанции. Полезно узнать другие точки зрения и принимать к сведению советы других людей. Но решения каждый взрослый человек принимает сам. И отвечать за них потом самому.

Иногда я не знаю сразу, что отвечать. Хожу, днями думаю. Спрашиваю родных и близких,  иногда своего психотерапевта спрашиваю, что он про это думает. Кстати, блог читают несколько хороших психологов и психотерапевтов, которые пишут интересные комментарии. Иногда я даже вижу, что началась дискуссия, и кто-то пишет: “А я жду, когда придет такая-то и напишет свое мнение”. Есть постоянные комментаторы, чьих комментариев люди уже ждут.

 

Насколько блог и в целом социальные сети помогают в нахождении иллюстраторских заказов?

В данный момент где-то 50/50. Половина заказов приходят через блог и социальные сети, другая половина — через сайт. Сайт чаще притягивает немецких заказчиков, блог — российских.

Как вы поняли, что именно иллюстрация — то направление, которым вы хотите занимать, что именно это — ваше?

Не знаю, мне было лет шесть, когда я это поняла. Дома было много образцов, и мама все время сидела и рисовала иллюстрации. Я как-то быстро поняла, что “я тоже так хочу”.

 

Часто ли приходится, работая на заказ, рисовать то, что не очень интересно? Или сейчас уже можно позволить себе заниматься только тем, что нравится?

А что значит “не очень интересно”? Я — профессионал, мне интересно справиться с любой поставленной задачей. Даже если эта задача “приплывает” ко мне в двадцатый раз (например, очередной гороскоп для очередного журнала), я вижу в этом вызов: еще раз нарисовать его по-новому.

Иногда приходят заказы, которые мне не нравится и которые не хочется рисовать либо по идеологическим причинам, либо потому что мне сильно неприятен материал, который нужно иллюстрировать. Тогда я отказываюсь. Например, сюжеты, где много “кровищи и мясищи”. Или какие-то фундаменталистские религиозные или политические материалы.

Если тема иллюстраций не близка — как вы мотивируете себя на работу?

Если я далека от этой темы — это повод ее погуглить и изучить. С одной стороны — да, иногда как пришлют что-нибудь, про какие-нибудь тракторы и моторы. С другой стороны, это всегда интересно: раз в жизни порисую что-то совсем новое, чего еще никогда не рисовала. По сути у меня к иллюстрации очень большой спортивный интерес: изобразить в своей манере все, что попросят, справиться с любым сюжетом.

Что вам нравится рисовать больше всего? Почему?

Коотиков! Потому что они всегда рядом, и от их созерцания всегда улучшается настроение. Они смешные, красивые, и общение с ними снимает стресс. 🙂 Рисуешь их и улыбаешься.

На самом деле у меня с каждым годом расширяется список того, что мне  нравится рисовать. Раньше были какие-то “ненавистные темы”. Но как-то меня жизнь наказывала за это и приучала разбираться с ними. Например, я как-то написала статью о том, как я не люблю рисовать дома, города и вообще архитектуру “с портретным сходством”. Не успела я это написать, как мне досталось сначала задание рисовать похоже миллион европейских  достопримечательностей. Потом — путеводитель по Питеру. Потом — путеводитель по Парижу. Потом Крым. Между этим — еще пару заданий, где были сплошные города и “домики”. В общем, я сначала вздыхала, потом смирилась, потом даже нашла в этом немалое удовольствие.

Со временем я поняла, что самое худшее — долго рисовать одно и тоже. В этом смысле — чем больше разного, тем лучше. А вот когда из-за какого-то задания приходится миллион раз рисовать снова и снова один элемент, который уже со всем сторон надоел — это тяжело, да. Но и тут можно работать над вопросом: пытаться как-то разнообразить задание (если дадут).

Насколько, на ваш взгляд, далеки друг от друга художник и иллюстратор? Или не такая уж большая разница между ними?

Разница фундаментальная. Как я уже написала в своей книге “Тайные знания коммерческих иллюстраторов”: художник “рисует как видит”, и рисует, что хочет и что считает нужным, а потом пытается продать. И продает тем, кто берет “как есть”. А иллюстратор рисует то, что ему заказали. И чаще всего заказчик еще и предписывает ему, как он всю картину видит. По сути художник сначала делает как хочет, потом продает. А иллюстратор сначала продает, потом делает, как хочет заказчик. 🙂

 

Насколько для иллюстратора важны академический рисунок, анатомия и иже с ними?

Смотря в каком стиле он работает. Если он рисует реалистично, то, конечно, важно уметь рисовать людей и предметы правильно. Но все мы знаем, что есть головокружительные иллюстраторские карьеры, полностью сделанные на “дудликах”.

В последнее время в иллюстрацию приходит много новых людей, часто без специального образования в этой сфере. Как вы к этому относитесь?

Хорошо отношусь. Они и раньше туда приходили. Приходят те, кому интересно и хочется этим заниматься. Среди них всегда были и “самородки” и люди со специальным образованием. Мне кажется, что иллюстрация — одна из тех областей, где совершенно все равно, откуда человек взял свои знания и умения. Важен только результат.

 

А к тому, что рисование становится довольно популярным хобби?

Тоже хорошо. А какие основания есть относиться к чему-то такому плохо? Хобби обязательно нужны людям для счастья и гармоничной жизни. На роль хобби годится что угодно. Иллюстрация — не худшее из хобби. Не слишком затратное, не опасное для здоровья. 🙂

По разным причинам у людей случаются перерывы в рисовании, у вас в том числе. Как потом “вернуться в колею” и восстановить навыки? Какие методы вы порекомендуете?

У меня недавно произошел большой перерыв в рисовании, впервые в жизни. Другой большой перерыв был 15 лет назад, когда я заболела, но он был не такой большой. А тут я буквально впервые за свою взрослую жизнь не рисовала вообще около 8 месяцев подряд. Потому что я ничего не видела и проходила операции, восстанавливала зрение. Я потом привела себя обратно в рабочее состояние маминым любимым способом: делала 50 набросков в день в течение 2 месяцев.

Но вообще я начала делать эти наброски, когда была еще не совсем здорова, и все шло туговато. Потом наступил момент, когда я просто начала снова хорошо видеть, и я буквально “как с цепи сорвалась” — с таким удовольствием бросилась на работу. И самозабвенно прорисовала год, в эйфории. Страшно обижалась, когда нужно было уезжать в командировки и для этого на недельку оставить рисование. Выходит, что когда я рисовать могу, я рисую, потому что мне этого очень хочется. И когда много работаешь, навыки восстанавливаются очень быстро сами — непосредственно от работы.

Вы публикуете в блоге советы иллюстраторам. Каковы шансы, что эта информацию будет в дальнейшем издана как книга? Какие вообще книжные планы у вас есть?

Многие мои советы иллюстраторам уже изданы как книга. Эта книга называется “Тайные знания коммерческих иллюстраторов”. В этой книге я описала, с чего начать, если хочется сделать иллюстрацию источником дохода. Какие вопросы нужно задать себе, какие решения принять, как искать заказчиков, и многое другое.

А “книжных планов” у меня много — больше, чем можно одновременно воплощать! 🙂 Я пытаюсь дописывать книги, одну за другой. Но сейчас не скажу, что будет следующим (чтобы не сглазить и чтобы получился сюрприз). 🙂

Насколько творческому человеку, на ваш взгляд, важна поддержка семьи и друзей? Можно ли обойтись без этого?

Важна, конечно! Творческому человеку вообще и поддержка нужна, и ответ публики на его творчество. Уже давно известно, что “рисование в стол” (равно как и писание, и другое творчество) мало кого делает счастливым. Большинство авторов таки питаются реакцией публики на их творения. Поэтому художнику нужны зрители и ценители его творчества.

Конечно, не всегда семья в диком восторге от того, что человек делает. Ну хорошо бы, чтобы хотя бы не мешали и не деморализовали. Жить среди людей, которые откровенно презирают творчество человека, очень  трудно.

Что бы вы порекомендовали творческим людям — не важно, каким творчеством они занимаются — чтобы они не потеряли себя, свою искру и мотивацию созидать?

Делать то, что нравится и хочется. Мне очень многие пишут, что вот, мне нравится делать это, а семья говорит, что лучше делать другое — денег легче заработать, понятнее, популярнее. И уже в самом письме такая тоска слышится, мол, дайте мне, пожалуйста, повод послать их всех и делать мое любимое! Так вот — надо сразу посылать всех и делать свое любимое. А что оно там принесет — это уже другой вопрос.

 

А вот здесь можно познакомиться с Яной поближе и посмотреть ее работы:
Блог в Живом Журнале

Персональный сайт

Магазин, где можно купить крутые штуки с иллюстрациями Яны

Магазин Яны в Берлине

Инстаграм

Пинтерест

Беседовала Ольга КРАСНОВА

Следить за обновлениями сайта можно в группах https://vk.com/13months_school и https://www.facebook.com/13months.shcool/, а также в инстаграме https://www.instagram.com/13months_school/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *