Кисти для акварели

Каждый вид красок требует особых инструментов. Исключительно для того, чтобы художнику было удобнее и чтобы было больше возможностей использовать все особенности той или иной краски. Сейчас мы поговорим о кистях для акварели, о том, какие кисти существуют и какая для чего подходит.

 

ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНА КИСТЬ?

Название “акварель” неслучайно происходит от “аква” — вода. Следовательно, и для кисточек нужны такие материалы, которые будут адекватно вбирать-отдавать воду, достаточно мягкие для того, чтобы ими можно было делать заливки. Жесткая щетина пойдет разве что для создания каких-либо отдельных эффектов, в противном случае — оставьте ее для масле или акрила. Давайте немного разберёмся в материалах, которые используют именно для акварельных кисточек:

Беличьи кисточки. Самый традиционный инструмент для акварели. Они прекрасно вбирают воду и краску и охотно их отдают. Отлично подходят для заливок. Мягкие. Для разных целей используются как круглые с утром кончиком, так и плоские. Например, плоской белкой большого размера очень удобно делать широкие заливки, они получаются плавные, без неравномерный полос краски.

Что касается удобства — во многих случаях более упругий колонок или синтетика (сейчас существуют превосходные имитации белки) окажутся для вас более подходящим вариантом, потому что они более управляемые.

Главное в круглой белке — острый кончик

При выборе белки для акварели важный параметр — острый кончик. Такой “правильной” кистью вы сможете и сделать широкую заливку, и провести тонкие, почти с волосок, линии. Обычно в художественном магазине можно попросить банку с водой для того, чтобы проверить, собирается ли влажный ворс в острый кончик.

 

Колонковые кисточки. Они более упругие и управляемые, чем мягкая белка. Тонким колонком можно делать контур рисунка, подводить тонкие линии и даже прорисовывать реснички на fashion-моделях. Однако воду эти кисти отдают хуже. Соответственно, меньше подходят для заливок. Точнее, крупные колонки отлично подходят, но обычно стоят так дорого, что художники предпочитают белку — кисть тоже недешевая, но все-таки стоит не таких страшных денег:)

В целом же многие художники предпочитают кисти именно из колонка — и для реалистичной ботанической акварели, и для иллюстраций… Универсальный вариант.

Колонок дороже белки, но гораздо более управляемый

У меня в ходу колонок №3 — самая часто используемая кисть; есть также №6. Фирмы беру не очень дорогие — “Сонет”, “Живописные кисти” (они лучше). Абсолютно разочаровалась в Hatber — отказывается давать острый кончик, ворс топорщится.

Синтетические кисточки. Современная синтетика вполне подходить для акварели. Надо пробовать конкретные кисти: как отдают воду, сколько в себя вбирают краски, насколько легко управлять? Некоторые варианты синтетики (плоская, веерная, флейц) отлично подходят также для создания разных эффектов.

Существуют замечательные синтетические имитации белки, а также кисти, где натуральный ворс совмещен с синтетикой. Если у вас есть возможность попробовать такие варианты — пробуйте! Возможно, окажется, что именно это — кисть вашей мечты. Например, чудесны колонок+синтетика.  Такие кисти вбирают в себя всё лучшее от разных материалов, могут оказаться очень удобными лично вам.

В целом же синтетика обычно хуже, чем натуральная кисточка, вбирает воду и хуже ее отдает.

Я не так давно приобрела себе имитацию белки от фирмы Kolibri. У меня 8-ка — и она совершенно прекрасна. Она более управляемая и упругая, чем натуральная белка, при этом замечательно впитывает воду. Кроме того, она с французским креплением — если не знаете, что это, читайте на пару абзацев ниже.

Кисти для китайской каллиграфии из шерсти разных зверей — волк, бычий волос и т.д. — прекрасно подходят для акварели, интересно «пушатся» и послушно меняют свою форму при небольшом смачивании. Ими можно создавать интересные эффекты и текстуры на рисунке. По сути, такой кистью можно сделать практически любой мазок — любой толщины.

Кисти для китайской каллиграфии можно отлично применять и для акварели

У меня в пенале лежит две подобных кисти — потоньше и потолще. Толстая совершенно прекрасна. Шерсть животных, травинки — это все она: слегка намочить, пальцами распушить кончик, окунуть в краску — и можно делать чудесные текстуры.

Щетина — подходят для создания грубой текстуры

В итоге персональный набор кистей вы будете подбирать и формировать лично под себя в зависимости от излюбленных техник и собственных предпочтений. Однако представление о том, что могут те или материалы, из которых делают кисточки, сможет вам помочь определиться.

 

РАЗМЕРЫ КИСТЕЙ

На первый взгляд все просто. Нужно прорисовывать реснички — берешь кисть с несколькими нулями на ручке. Надо делать заливку — берешь 6-10… Ан нет. Дело в том, что у разных производителей размерная линейка отличается. И иногда можно встретить единичку одной фирмы, которая по размеру примерно такая же, как тройка другой — а у некоторых иностранных фирм кисточка с цифрой 6 равна нашей 10-12. Поэтому тут в итоге все равно больше приходится ориентироваться на глаз и определять, подходит ли та или иная кисть для ваших целей, визуально.

Но логика в целом одинаковая у всех производителей: меньше цифра — меньше кисть:)

 

ТИПЫ КИСТЕЙ

Самое заметное, что обращает на себя внимание — форма кистей. Для акварели вам подходят как круглые кисти с острым кончиком, так и плоские кисти — обычно они синтетические, колонковые или беличьи. Широкие плоские кисти (чаще синтетические) называются флейц и используются для создания больших однотонных заливок. А если на такую кисть нанести краску разных цветов, то можно сразу делать двуцветную заливку:)

Широкий синтетический флейц

Более узкие плоские кисти также вам пригодятся — например, для ботанической иллюстрации они незаменимы, отлично подходят для убирания лишней краски. Она бывают с прямым и со скошенным кончиком — в целом вас устроят оба варианта.
Кисти типа “кошачий язык” для чего-то специального в акварели не особенно используется — но, возможно, вы сможете найти ей применение?

Для создания разных эффектов художники также используют веерные кисти. Учтите, что часто при смачивании синтетические веерные кисти собираются в странные три пучка, которые не совсем ясно как применять в своей работе. К ней надо приноровиться.

 

Веерные кисточки, синтетика

Также вам может показаться подходящей кисть-линер — это кисточка, обычно синтетическая или колонковая, с удлиненным ворсом. Такой удобно делать длинные тонкие линии. В художественных магазинах подобные кисти часто можно найти в отделе для реставраторов.

Отдельно можно выделить водную кисть, которую также называют Waterbrush или Aquabrush — синтетическая кисть, ручка которой представляет собой резервуар с водой. Если нужно выпустить больше воды — сжимаете ручку:) Незаменима для дорожных зарисовок и скетчей. Потому что вам не нужно искать, куда же поставить баночку с водой и где эту самую воду добыть. Буквально за несколько рисунков вы почувствуете, когда надо нажимать на ручку для того, чтобы выпустит больше воды, когда нет — это вопрос опыта.

Чтобы стереть лишнюю краску с кисти, надо выпустить чуть больше воды и несколько раз провести кисточкой по салфетке.

Водная кисть бывает также с круглым острым кончиком, с плоской прямой и плоской скошенной кисточкой на конце.

Водная кисть — незаменимый инструмент для зарисовок вне дома

Для меня вотербраш стала совершенно незаменимым инструментом — даже в домашних условиях часто наброски делаю с ее помощью, потому что нет необходимости специально готовить рабочее место. Я очень люблю кисточки японской фирмы Pentel — отличное сочетание всех самых лучших качеств кисти. 

 

ФРАНЦУЗСКОЕ КРЕПЛЕНИЕ

Отдельно про кисти с французским креплением. У большинства кисточек, которые есть в продаже, ворс скреплен металлическим цилиндром, внутри которого он проклеен. Когда вы набираете воду или краску, они не уходят дальше начала этого металлического крепления, то есть вы видите всю ту длину ворса, которой можете работать. А в кистях с французским креплением клея нет — ворс скручен проволочками и уходит глубоко внутри крепления (обычно прозрачного — чтобы это как раз видно было. Кисть вбирает больше воды и краски и, соответственно, дольше их отдает.

Натуральные кисти с французским креплением стоят довольно дорого, а вот имитации можно купить за вполне адекватные деньги.

Кисти с французским креплением. Имитация белки

 

СИЛИКОНОВАЯ КИСТОЧКА

Это удобный инструмент для нанесения маскировочной жидкости. В отличии от обычных кисточек, которые портятся от использования их для этих целей, силиконовая кисть спокойно переносит любые выкрутасы. Такие кисточки продаются в отделах для хобби — их используют, например, для заглаживания полимерной глины.

 


Материал подготовила Ольга КРАСНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *