ОЛЬГА ВАЛЕЕВА: “Вдохновение может настигнуть где угодно”

Ольга Валеева — художник-акварелист, преподаватель курса “Акварельный скетчинг под Тарусой”. В интервью мы обсудили особенности рисования с натуры, чем хороший рисунок отличается от плохого, почему скетчинг — это здорово и где найти вдохновение для творчества.

 

Почему ты выбираешь для себя рисование с натуры? Чем “живые” зарисовки отличаются от сделанных по фото?

Честно говоря, особенного выбора и не было. Изначально передо мной стояла цель научиться рисовать, а учиться имеет смысл именно с натуры. Потому первое время даже не было вопроса такого. И делать зарисовки с фото мне не приходило в голову. Даже когда я фотографировала, чтобы потом, возможно, закончить зарисовку, то если и заканчивала, то по памяти, а не по фото. Для меня рисование — это прежде всего процесс, который должен быть интересным, а мне интереснее всего непосредственное погружение в жизнь, взаимодействие со средой, или объектом, изучение натуры, сама атмосфера, общение, которое может возникнуть на пленере. Мне в процессе гораздо интереснее сидеть под реальной яблоней на реальной траве и вдыхать живой аромат, и ощущать прикосновения теплого ветра… Я просто не вижу для себя смысла в другом подходе. Иное дело — если это связано не с зарисовками, а с работой. Фото могут помочь, когда ты уже что-то умеешь и понимаешь, и когда в этом действительно есть необходимость — к примеру, заказ, для которого нет иного выхода. Фото могут стать основой для иллюстрации. Но все это — без понимания натуры, без опыта, — может оказаться безжизненным, холодным, неточным.

Тем не менее — при всей любви к натуре, иногда приходится рисовать по фото. И не всегда по-своему — что было бы идеально. Тут главное — не пытаться «срисовать». А попытаться также погрузиться в процесс, словно ты находишься там. Это сложнее — ведь и за угол не зайдешь и ракурс не поменяешь. Но при должном уровне и изрядном мастерстве — рисовать по фото получается, и многие мастера рисуют — но чаще всего не по одному фото, а как бы собирая сюжет из нескольких. В общем, во всех вариантах — свои сложности. 🙂 Важно понимать свои собственные приоритеты!

Рисование на природе часто связано с неудобствами — холодно, некуда краски приткнуть… Как ты с этим справляешься?

Ну, во-первых, я рисую чаще всего в хорошую погоду, это же заодно и прогулка. В плохую, если сыпет или льет — у меня всегда есть возможность порисовать дома натуру поменьше — цветы, предметы. Во-вторых, рисование на природе имеет те же особенности, что и любая прогулка или путешествие: одежда и обувь удобные и по погоде, возможность присесть — либо стульчик, либо туристическая «пенка», минимальный набор материалов и инструментов — когда делаешь зарисовки, а не пишешь полотна, все немного проще )) Конечно, все приходит с опытом — каждый приспосабливается по своему. Например, у меня никогда не возникало проблемы, что «краски некуда приткнуть» — они просто лежат рядом )) а если это небольшая походная коробочка, то либо пристегиваю ее зажимом к планшету или блокноту, либо просто держу в руке. Плюс в интернете или у много рисующих на пленерах людей можно подсмотреть уйму вариантов — и выбрать подходящий. Мой минимум — это блокнот, зажимы (от ветра или для удобного расположения красок), походная коробочка акварели, механический карандаш и водная кисть, салфетки, пульверизатор, «пенка». Чаще всего я беру пару блокнотов — на случай разного настроя, добавляю в пенал ручки-кисти и обычные кисти (в этом случае беру маленькую баночку и бутылку с водой).

Впрочем, конечно, бывает и экстрим — но это даже добавляет очарования, и вспоминается потом с улыбкой. Например наш курс под Тарусой — мы там буквально разгоняли тучи, чтобы рисовать без дождя! А в августе — легкие дождики даже не помешали, ведь мы рисуем акварелью, а она воду любит )) А осенью, в Крыму, мы с подругой рисовали при сильном ветре, и нас заносило песком — шутили потом, что еще и «бесплатный пилинг» у нас получился. Но самое главное — экстрим порой заставляет нас принимать новые и неожиданные решения, которые бы не пришли в голову в спокойной обстановке. Этой весной мне уже пришлось порисовать в холоде — и я успела гораздо больше и нашла новые для себя приемы. Так что если условия не очень подходящие — это тоже можно использовать на плюс. Иногда мы слишком много сомневаемся, копаемся в мелочах — а экстрим помогает отбросить лишнее! Некуда положить краски? — рисуйте одним карандашом или линером — раскрасите потом, по памяти! Некуда присесть? — рисуйте стоя, меньше движений, больше отдачи каждому штриху!

 

Какие объекты, какая натура вдохновляет тебя больше всего?

Для меня, конечно, одним из самых главных источников вдохновения является Природа — деревья, растения, пейзажи, цветы, бабочки, птицы… Даже в городских зарисовках я всегда ищу сочетание рукотворного и природного, если я рисую здание или его фрагмент, предпочту, если рядом будет какое-то дерево, кустик… Поскольку для меня рисование — это в первую очередь процесс познания, общения с миром, то наверное и выбор мой очевиден ) Природа полна совершенства, богата на формы, оттенки, цвета… Любой цветок восхищает сложностью и потрясающей красотой — и все это в миллионах экземпляров! От одного этого дух захватывает! Но в целом — меня вообще интересует жизнь, и вдохновение может настигнуть где угодно: интересный типаж в метро или красивый ствол — все возможно.

Почему — акварель?

Тут сошлось очень много факторов. Во-первых — акварель стихия водная, свободная, легкая. Во-вторых я всегда восхищалась акварелями Бенуа, Бакста, Левитана, Билибина, а после — Волошина и многих других… А  Врубель, Суриков, Серов… а позже, при дальнейшем погружении — даже Великая княжна Романова Ольга Александровна. Удивительно многообразная и очень пластичная техника. Еще в детстве меня буквально сразил рассказ отца, как его обучал акварельным лессировкам старший брат — слабым раствором акварели наносился слой за слоем, чудо же? А старинные иллюстрации, а книги Чарушина, Бианки… А многообразие техник, и способов… И, конечно, удобство — когда можно делать и широкие заливки и тонкую проработку, и использовать свободно хоть дома, хоть на пленерах. Она не мажется, как уголь, не сыпется как пастель, быстро сохнет, в отличие от масла. Богатство возможностей и еще к тому же компактность — что может быть лучше?

Что тебе ближе — быстрые наброски или долгие и тщательные работы? Почему?

Ну если судить по практике, то нечто среднее — а именно зарисовки. Они могут быть и вполне быстрыми, и долгими — все зависит от того, сколько времени на это отводится. Рисуя на пленерах, имея дело с нашей неустойчивой погодой, да и стремительностью жизни, и тем, сколько всего хочется успеть — выбор не так уж велик. Но если это отдельный цветок, или плод — можно зависнуть и на несколько часов, или даже дней. Долгие тщательные работы тоже иногда появляются, есть задумки и проекты, мечты… И всегда интересно сделать такое даже для проверки своих новых умений и возможностей, прощупать границы. Но наслаждение жизнью — прежде всего. Идея рисунка, попытка выразить отношение — важнее, пожалуй.

Чем хорош скетчинг? Что быстрые наброски дают людям?

Скетчинг, или как мне ближе — зарисовки — хороши тем, могу только повторить, что это непосредственное проживание жизни, наиболее близкое соприкосновение с ней. Это познание мира, себя, себя в мире и мира в себе. Это благодарность за красоту и многогранность — выраженная, запечатленная на бумаге. Это удовольствие общения с окружающим и с окружающими. Это удивительные совпадения и неожиданные повороты судьбы. Это память — рисунки удивительным образом сохраняют события, и все наши эмоции в определенный промежуток времени, гораздо больше, чем фотография. Рисуя, мы концентрируемся, становимся более внимательными — и мир открывается нам гораздо больше, и глубже. Не раз замечала — как после даже короткой зарисовки словно все становится ярче и краше, музыка линий, оттенков, игра света — все это потоком обрушивается, ошеломляет, восхищает. И хочется еще больше и еще лучше научиться рисовать, чтобы еще и еще раз попытаться выразить свой восторг… И это дает, очень много дает — насыщает жизнь! Так же как пение, танцы, путешествия, музыка… Внимательность, а следовательно и любовь к миру — отражаются во всех сферах, мы становимся внимательнее к близким, и даже к далеким, начинаем больше ценить это все. И конечно — если мы улыбаемся миру, то он улыбается нам в ответ! А что может быть актуальнее в наше сложное время?

Что такое хороший скетч? Какое определение ты могла бы дать?

Когда мне пишут или говорят, что мой рисунок живой — я считаю, что это большая удача! Когда ощущается образ, или атмосфера, если удается — поделиться — своим видением, состоянием… Если удалось точно выразить то, что хотелось. Такие же зарисовки я ценю и у других — когда я вижу мысль, чувства, эмоции.
Чтобы делать хорошие рисунки, какие базовые навыки надо иметь, на твой взгляд? Что действительно важно изучить?

Интересный такой термин — хорошие рисунки. Тут всегда важно понимать, в первую очередь, что каждый для себя считает хорошим. Ведь даже делая скетчи, многие до конца не могут смириться с «неровными линиями», или потеками, или «незаконченностью» — так бывает, если человек подсознательно держит в уме, что хороший рисунок, это академический рисунок. Особенно забавно, что у других — «хороших» — скетчеров, мы ценим именно эту живость, свободу линий и красок. На самом деле — скетчинг, это скорее выражение эмоций, настроения, момента. И потому самое главное, на мой взгляд — это внимательность, чтобы не упустить интересные детали, и свободная рука. Для всего остального, что касается техники — есть своего рода схемы, некие подсказки и приемы, позволяющие добиться выразительности. Построение, вспомогательные линии, тоновые соотношения, воздушная перспектива, цветовой круг, работа с линией и пятном — придумано множество способов облегчить жизнь рисовальщику, достаточно запомнить несколько нехитрых правил для начала. Также хорошо бы знать свои материалы и инструменты, их возможности, плюсы и минусы. Далее нужна только практика, способность учиться и анализировать.

На курсе “Акварельный скетчинг под Тарусой” участники получат эту базу?

Безусловно — на курсе в первую очередь речь пойдет именно об основных приемах, в том числе самых базовых. Я расскажу и покажу все, что наработала сама. В программе и быстрые наброски, и полезные упражнения, и обзор материалов и инструментов, книг, и обстоятельные зарисовки, и чисто акварельные техники — все для того, чтобы расширить рабочий арсенал. Ну а получат ли участники эти знания — зависит уже только от них. Ведь научить нельзя, можно только научиться.

Чем тебе нравится преподавание? Чем оно сложно?

Преподавание нравится прежде всего тем, что можно поделиться — умениями, знаниями, радостью. Помимо прочего — это сильно двигает вперед тебя самого, ведь готовясь словами объяснить какие-то процессы, особенно интуитивные, сам проходишь этапы заново и что-то еще обязательно открываешь для себя. И невольно стараешься освоить что-то сверх того, что умеешь и знаешь. А сложность именно в том, повторю, что нельзя “научить”, нужно, чтобы «ученик» был готов внимать и слушать, а главное, пробовать вместе с тобой. Это касается уже вообще восприятия всего — часто мне вспоминается образ с чашей, куда можно что-то налить, только если выплеснуть то, что в ней уже есть. Если попытаться вливать в уже полный сосуд — все просто выльется обратно, а кое-что смешается со старым, давая непонятную смесь. Тем более, когда имеешь дело с человеком взрослым, который уже накопил свои стереотипы и не всегда легко готов с ними расстаться. Именно потому бывает сложно, надо заслужить доверие, чтобы человек открылся и пошел за тобой. Но оно того стоит!

Насколько важно рисовать в компании других художников? Что это дает?

Рисовать в компании других — это очень интересный и нужный опыт! Во-первых, само общение с единомышленниками — это уже большой подарок. А в процессе, когда каждый выражает свое видение, использует свои приемы — происходит настоящий обмен и знаниями, и энергией, и подсказками. Также иногда можно увидеть новые материалы, и даже попробовать, или прочувствовать иной взгляд на объект или тему. Свой подход тоже видишь как бы со стороны, и это часто помогает избавиться от лишних сомнений, которые гложут нас в одиночестве. И это — помимо всего — весело! В рисовании, как нигде — люди сплошь доброжелательные, увлеченные, а следовательно и счастливые. Так что от таких встреч — сплошная польза и радость.

Как “поймать” вдохновение?

Самое главное — это его не ждать. Конечно, часто оно накрывает как бы невзначай — но если присмотреться, то этому скорее всего что-то предшествовало. Если внимательно смотреть по сторонам, обязательно что-то вдохновит. Но начинается все с активного поиска. И как только что-то нас зацепило — тут же это ловить, хотя бы мимолетным наброском, пятиминутной зарисовкой. Не случайно же вдохновение сравнивают с аппетитом, который приходит во время еды. Концентрация и сосредоточенность — главные помощники вдохновения.

 

Что бы ты пожелала или посоветовала начинающим художникам?

Прежде всего, я бы пожелала делать то, что нравится. Ибо здесь мы черпаем силы для серьезных свершений. Во-вторых — и тут без вариантов — учиться! И неважно — сами вы себе учитель или идете к Мастеру, главное быть открытым, смотреть во все глаза, не бояться ошибок и идти вперед. И в-третьих — помнить, что талант подобен саду, и цветет у хорошего садовника, который не боится труда, холит и лелеет, поливает и удобряет свой сад, избавляет от сорняков и вредителей, и знает, что всякий цветок цветет в свое время!

8-10 сентября Ольга проведет курс «Акварельный скетчинг под Тарусой» — http://sketching.13months.ru/ — здесь вы можете узнать подробности и записаться.
http://13months.ru/2016/08/16/olga_valeeva/ —  а тут прочитать второе интервью с Олей

Работы Ольги:

Больше рисунков можно увидеть в ее инстаграме

Беседовала ОЛЬГА КРАСНОВА

One thought on “ОЛЬГА ВАЛЕЕВА: “Вдохновение может настигнуть где угодно”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *