Бумага для акварели

Общее о бумаге

Бумага, которая подходит для акварели, отличается, прежде всего, плотностью, фактурой, а также составом. И из всего этого складывается цена бумаги. У многих фирм — например, Arch, — цена бывает весьма и весьма кусачая. Такую жалко тратить на наброски.

Но при этом совсем дешевая бумага может испортить все впечатление от красок.

Так, например, в любом канцтоварном или художественном магазине можно купить акварельную бумагу “Госзнак”, которая производится в России. Чаще всего она продается в упаковках по 10 и 20 листов — обложки могут быть разными, даже “Белые ночи” — это, по сути, тот же “Госзнак”.

Эта бумага может здорово снизить ваше настроение и уверенность в своих силах. Часто там попадаются пятна клея на лицевой стороне листа, который внезапно “выплывают”, когда вы делаете заливку. Но при этом “Госзнак” — отличная бумага для проб, прежде всего из-за своей цены. Ее можно не бояться испортить. А для избавления от пятен клея бумагу перед началом работы можно помыть, протерев влажной губкой.

Фактура

Акварельная бумага бывает как односторонней, так и двухсторонней — в таком случае фактура с обеих сторон листа будет одинаковой.

В целом можно выделить три основных вида фактуры акварельной бумаги, которые зависят от того, каким именно образом изготавливали листы:

 

  1. Гладкая фактура — это бумага горячего прессования. На упаковках такой бумаги вы найдете отметки ГП, hot pressed, HP).  При производстве ее пропускают через горячие металлические цилиндры. Такая бумага удобна, если вам нужны длинные ровные акварельные линии, заливки. Краска на ней чаще всего сохнет достаточно быстро. Некоторые считают такую бумагу слишком гладкой и скользкой, некоторым, наоборот, нравится возможность полного контроля над поведением кисти.

 

  1. Полугладкая фактура — это бумага холодного прессования. На упаковках такой бумаги вы найдете значки ХП, cold pressed, CP,  Grain Fin, NOT. При производстве влажные листы бумаги пропускают между холодными металлическими валиками. Итог — легкая текстура поверхности. Эту бумагу можно назвать универсальным вариантом, она подходит как для начинающих художников, так и для опытных. На такой фактуре можно делать как широкие мазки, так и небольшие детали и точные движения кистью, пробовать различные техники — та же “сухая кисть” отлично на нее ляжет.

 

  1. Грубая фактура — производится путем сушки бумажной массы без отжатия. На упаковках такой бумаги вы можете найти надписи Rough paper texture, TORCHON. Эту бумагу высушивают, не отжимая. Как итог, Торшон — более фактурная бумага, все выпуклости и впадины на ней ощущаются гораздо сильнее. Для точных ровных линий и реалистичной картинки такая бумага не подойдет. Зато на ней отлично можно передать различные эффекты: сырая погода,туман, шероховатость… Сухая кисть, разнообразные мазки, выскребания — бумага все это с радость воспримет. Торшон — бумага для экспрессивных художников.

Также вы можете столкнуться с фактурами “яичная скорлупа”, “лен”, «холст» и другими. Часто они смогут сделать вашу картинку более выигрышной. Чтобы понять, какая фактура вам ближе, стоит попробовать все. Однако подобные фактуры нравятся далеко не всем.

Еще важный момент: часть производителей создает бумагу полностью машинным способом и получаются листы с гладкими краями. А часть — частично вручную, отсюда на больших листах акварельной бумаги вы можете видеть «рваный» край.

Плотность

Акварель — влажная техника. Поэтому слишком тонкая бумага для нее не подойдет. Листы для принтера, например, имеют плотность 80г/м2. Это бумага — совсем неподходящая под акварель, она тут же размокает, на ней нет возможности сделать второй слой, она неправильно передает цвета.
В магазинах чаще всего вы столкнетесь с бумагой 200 г\м2. Это плотность стандартного ”Госзнака”, который есть в любом канцтоварном.  При этом вы можете ощущать, что этой плотности не всегда хватает: слишком сырые или многослойные техники заставляют бумагу коробиться. Для того, чтобы избежать подобного, бумагу можно растянуть на планшете, как холст, закрепив ее скобами или кнопками, или же намочить и “приклеить” водой к планшету из оргстекла или аналогичного материала. Высохнув, такая бумага также не будет коробиться. Или лист можно закрепить по краям бумажным скотчем — в большинстве случаев он без проблем отрывается потом от бумаги.

А ведь есть и более тонкие варианты акварельной бумаги — 185г/м2 или 190г\м2 (например, прекрасная английская двухсторонная хлопковая бумага Saunders Waterford выпускает такие листы акварели).

Также существует более плотная бумага (250, 300, 640, 800г/м2). Соответственно, чем плотнее бумага, тем она дороже, но и тем больше она позволяет. Многие художники предпочитают работать на трехсотграмовой бумаге — это достаточно удобно.


Состав

Вы можете столкнуться в магазине с чистоцеллюлозной бумагой, с бумагой из целлюлозы и с добавлением хлопка и с бумагой из чистого хлопка. Сейчас можно найти бумагу и сдобавлением других трав, но это все-таки пока редкость и экзотика.

На что влияет состав бумаги?

Бумага из целлюлозы позволяет смывать даже высохшие слои краски. Поэтому, с одной стороны, на ней в работу легче вносить какие-то правки, а с другой — сложнее новым слоем не размазать и не повредить предыдущий.

Не очень качественная бумага из целлюлозы при нанесении нескольких слоев краски или слишком большого количества воды идет катышками, что может испортить рисунок. К бумаге и к тому, что она позволяет, надо приспособиться.

На хлопке краска быстро въедается в бумагу. Там также можно делать протирки — например, в ботанической иллюстрации это основная техника создания прожилок и бликов на листьях. Но при этом уже высохший слой остается крепким, даже если поверх него писать по-сырому. Однако надо помнить, что хлопковая бумага — по сути, та же ткань. Такая бумага может довольно сильно “съедать” цвет, особенно, если вы пока не прочувствовали пропорции краски и воды. Также хлопковая бумага меньше коробиться и легче распрямляется, ее без опасений можно мочить целиком много раз.

Смешанная бумага вбирает в себя свойства целлюлозы и хлопка в зависимости от пропорций того и другого в ней.

Также на некоторых видах бумаги вы можете обнаружить надпись Acid free — это значит, что при изготовлении данной бумаги не использовалась кислота. Это вовсе не какое-то эко-веяние, а очень даже важный факт. Такая бумага не пожелтеет со временем, она менее хрупкая, предназначена для долгосрочного хранения. Так что если вы намерены рисовать что-то, что будет жить долго — выбирайте бумагу с этой маркировкой. Для того, чтобы получить бескислотную бумагу, ее специальным образом обрабатывают и пропитывают, чтобы нейтрализовать естественные свойства древесины, которые и придают бумаге хрупкость и из-за которых она быстро ветшает.

 

Формат

Самый дешевый вариант — покупать бумагу в рулонах или больших листах (чаще всего вы столкнетесь с форматом 76*56 см, если говорить об иностранных фирмах). Такую бумагу потом можно нарезать самостоятельно на нужные вам размеры, бумагу из рулона скорее всего придется «выгладить» — например, намочить и растянуть на планшете. Однако производители предоставляют также и уже нарезанную бумагу — в скетчбуках, блокнотах и альбомах, в склейках (стопка бумаги, проклеенная с трех или четырех сторон; такую бумагу не надо натягивать для того, чтобы она не морщилась и не шла волнами от воды, клей по краям стопки и так ее держит) или просто в упаковках. В целом вы можете найти все форматы — от открыточного А6 (10*15 см) до А3 и А2. Часто производители или сам магазин нарезают бумагу разных фактур и плотности (или даже разных фирм), делая интересный набор для экспериментов и для того, чтобы вы могли попробовать за небольшие деньги сразу много видов бумаги, а потом выбрать наиболее подходящую вам.

Обзор подготовила Ольга КРАСНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *